24 ноября 2009 года исполняется 50 лет со дня смерти великого эрзянского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова). Памяти легендарного эрзянина посвящается предлагаемая Вашему вниманию подборка.
Жить вместе с деревом, как Эрзя, И сердце видеть в сердцевине. Из тысяч сучьев, тысяч версий Найти строенья план единый.
Найти фигуры очертанье, Лицо пейзажа-человека, А имена или названья – Приметы нынешнего века.
Гефест перед кусищем меди, Буонарроти перед грудой Камней, уверенный в победе, Уже почувствовавший чудо...
Вся жизнь С.Д.Эрьзи наполнена безмерной любовью к Родине и служению ей, стоит лишь вспомнить основные вехи пути легендарного скульптора.
С 1906 г. до 1914 года скульптор жил в Милане, Венеции, Флоренции, Риме, Париже, Ницце. В 1913 году в Париже в галерее Жоржа Пети Эрьзя открыл первую профессиональную выставку скульптуры и рисунка. Тонко чувствуя эмоциональные возможности пластики, Эрьзя передавал мельчайшие нюансы человеческих чувств и переживаний. Итальянские и французские газеты стали называть его "русским Микеланджело", "русским Роденом".
При поддержке А.В.Луначарского в ноябре 1926 года С.Д.Эрьзя вновь с выставкой своих произведений отправился в заграничную командировку. Во Франции интерес общественности к творчеству Эрьзи был настолько велик, что выставка его произведений дополнительно проработала ещё месяц в помещении галереи Жана Шерпантье.
Из Франции С.Д.Эрьзя по приглашению президента Аргентины Марсело Торкато-де Альвеара уехал в эту страну, где жил и работал в Буэнос-Айресе в 1927 -1950 годах. Здесь он встретил удивительные породы субтропического дерева: кебрачо, альгарробо и урундай, обладающие высокой прочностью, причудливыми наростами, красотой фактуры на срезе. Обрабатывая небольшую часть куска дерева, шлифуя его и тонируя мастикой особого состава, Эрьзя выявлял лишь лицо, иногда руки, оставляя остальную поверхность нетронутой. Сочетание естественной фактуры дерева с тщательно полированной поверхностью создает очень интересное, поражающее нас и сегодня своей оригинальностью художественное впечатление.
В 1950 году Эрьзя возвратился на родину, привезя ей в дар более 250 своих произведений. В 1954 году в Москве с большим успехом прошла его персональная выставка. В 1956 годуЭрьзя был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В запасниках Государственного Русского музея хранятся такие шедевры легендарного скульптора, как Автопортрет («Тоска»), «Бетховен», «Музыка Грига», «Медуза Горгона», «Шепот» и другие. Нам думается, что всемирно признанное творчество С.Д.Эрьзи достойно быть представлено посетителям ГРМ постоянно, а не томиться в запасниках музея.
Деревянные скульптуры такого высочайшего уровня мастерства, максимально наполненных одухотворенностью и высочайшим философским смыслом, безусловно, могли бы стать одними из наиболее впечатляющих оригинальных экспонатов ГРМ, привлекающих самые широкие слои посетителей.
Искусство великого Эрьзи в первую очередь нужно нам – эрзянам, Эрзя-народу, мы чтим память нашего легендарного сородича, однако мы уверены, что его жизнеутверждающее самобытнейшее творчество вызовет огромный интерес у всех россиян, независимо от их национальности, так как оно несет в мир вечные непреходящие ценности.
Художники в СССР. Из воспоминаний Владимира Лемпорта. Эрзя в СССР
|