Я начинающий писатель, как оказалось, и пожилой человек. Живу на
Украине, в Запорожье. Ничего уже не прячу - понял, что в этом нет смысла
- люди всё равно видят по-своему. На старости лет потянуло на
философию, и одним из толчков, как понял позже, стал С. Эрьзя. В 1986
году попал в его музей, и с тех пор он не выходит из головы... Я по сей день
горжусь, что был в музее С.Эрьзя, горжусь и им...
С уважением, Иван Пелеван.
ЭРЬЗЯ И ПРОБЛЕМА ПЕРВИЧНОСТИ
Было
это в те далёкие времена, когда Москва была ещё столицей нашей Родины; когда по
утрам, народ, от Курил до Карпат, просыпался с боем Кремлёвских курантов; когда
каждый из нас считал, что он нужнее там, где тяжело…
Родился я, как раз, на пике всенародного подъёма, у самого порога светлого
будущего. Захваченный вихрем грандиозного строительства, не заметил, как
вырос, служил, выучился, женился. Стал работать. Сравнительно быстро заметили.
Выдвинули. В 25 был уже в обойме активных строителей коммунизма. В президиумах
сидел. Народ за собой увлекал. Моральный кодекс соблюдал… Так к тридцати годам,
вознесённый «громадьём» общественных планов на заоблачные высоты, перестал
видеть отдельное, частное, личное. Дети, друзья, женщины, собутыльники и
подруги стали на одно лицо и слились в единую народную массу. Реагировал только
на зов партии. Я уже не чувствовал себя винтиком в системе – сам был системой…
Как она зашла в купе, я не видел – листал бестселлер тех лет: самиздатовский
экземпляр лекций Карнеги. Ехали мы далеко. Только Москва, с её суетой, осталась
позади, она, женщина строгого покроя, но с приветливым лицом, мгновенно
организовала нас на походный обед. Супружеская пара это восприняла с
энтузиазмом, и, чтобы не выглядеть белой вороной со своими принципами, я послал
проводника в вагон-ресторан за коньяком.
За первой и второй мы обсудили текущий момент. А чтобы не углубляться в тему,
из которой вряд ли можно было выйти с однозначным мнением, я третий тост
предложил за женщин, с красноречием, времён бурной молодости… Супруги вскоре
нас покинули, и устроились на верхних полках, чтобы не прерывать застолье
на самом его пике. Но это сыграло в другую сторону: лишённый аудитории, я не
знал о чём говорить с женщиной, может моих лет, а то и старше, с исключительно
правильными манерами. Была бы помоложе, может, и пробудились бы инстинкты
юности. Но с вероятной матерью двух детей, а то и бабушкой, заигрывания
выглядели бы нелепо. Говорить о детях или внуках я тоже не мог, ибо эта
«мелочь» не входила в круг моей ответственности, и встречался я с ними на
выходе из детства. Таковы были издержки жизни у активного строителя коммунизма…
Но она мои терзания не заметила, и с властелина толпы и аудитории я превратился
в покорного слушателя… Придуманная была её история, или то был крик души, не
знаю… Но строить коммунизм она начала раньше меня – со школьной скамьи. Только
я успел жениться ещё глупым, в переходном возрасте; тогда и детишки поспели. А
она этот период проскочила на организационной работе. Потом, глянув на
перспективу с новых высот, увидела завершение стройки в ближайшем будущем, и
вся сосредоточилась на этот «последний и решительный бой», после которого…
–
Разумное решение, ничего не скажешь, я тоже так поступил бы на её месте. -
Думал я тогда. Так поступают и миллионы наших современников, уже в третьем
тысячелетии… И не стал бы я ворошить эту историю, если бы не услышал в передаче
для школьников интервью с десятиклассницами. В их планах на будущее только у
одной был пункт нарожать не менее троих детей. Остальные собирались только
«заводить ребенка». Но с обязательным условием: сначала стать на ноги, себя
реализовать. Некоторые планку поднимали ещё выше: чтобы и от мужчины не
зависеть…
Но
вернёмся к моей попутчице.
Она
продолжала исповедь. Строгость в лице и манерах исчезли. Плечи опустились.
Спина сгорбилась. Одна шея исправно трудилась, стараясь сохранить гордую
осанку, осунувшемуся лицу. Ладони обхватывали стакан, как ребенка. Глаза
набухли, рассеянно блестели, и, казалось, тонули в том стакане. Я колупался
сувенирным ножиком в ломтике «московской», и не знал, как реагировать… Радость
от хорошо обставленной квартиры, со временем переросла в ненависть к её мёртвой
лакировке, душевное опустошение от одиночества усугублялось холодной постелью.
Но особую боль и тоску вызывали детские голоса… Медвежонка плюшевого купила, но
он больше служил хранилищем ночных слёз...
Эту
истерику надо было прекращать, и скоро случай представился: по трансляции пошла
какая-то какофония. Потянувшись переключить динамик, я пошатнулся, и рукой
опёрся на её плечо… Мужская рука на плече женщины, скажу вам, это не
рукопожатие соратников по борьбе, причём для обоих… Она мгновенно обмякла, и
сползла на постель. Я руку отдёрнул, будто от раскалённой сковородки. Глаза её
томно прикрылись, и она часто задышала… Не знаю зачем, но я выскочил в коридор.
Коньяк её разобрал, или судьба ею погоняла, меня не интересовало – она была
человеком, не вынесшим груз служения народу – нам с такими, не по пути…
Утром
я делал вид что сплю, пока она не вышла на своей станции. Уходя, тронула за
плечо, и, глядя с укором, сказала:
– Будешь в Саранске, зайди в музей Эрьзи!.. – Гордо развернулась и
скрылась за дверью. Я, даже, вслед не глянул… Через полчаса углубился в
теорию управления. На другой день уже дёргал рычаги на стройке коммунизма…
Через неделю строительный механизм восстановил свою работоспособность.
Командировка закончилась, и я устало улёгся на верхней полке скорого Челябинск
– Москва, предупредив проводника, чтобы будил только в Москве… Но не доехал.
Фраза
«Следующая Саранск» вошла в сознание как ключ в замок … Что-то шевельнулось…
??? – Вспомнил: томный взгляд, стакан невидимый в женских ладонях, слово «Эрьзя»…
Блестящие глаза, и бездна неудовлетворённости… Грудь заныла, а по сердцу
полоснули кошки: хоть бы, по голове погладил, дурак!.. Дальше всё пошло на
автопилоте...
Столько
лет прошло, но по сей день не могу сказать, какая сила меня выперла с прямого
поезда до Москвы, на пересадку в Саранске!?.
Осознавать
себя, начал беседующим с кассиром, в том самом музее, Степана Эрьзя. Она меня
знакомила с правилами поведения, и настоятельно просила надеть на ботинки
сменные тапочки, которые и выдавались вместе с билетом. Я особо не упирался,
однако, зная, что в подобных заведениях долго не задержусь, нахлобучив их,
кое-как, шнурки не стал завязывать, а затолкал вовнутрь…
Смотровой
зал открылся ярким светом, сразу за полумрачным фойе – и я опешил: прямо
напротив, рядом, слева и справа, на меня смотрели, позировали, со мной
флиртовали и игрались чёрные, как смоль женщины, девушки, девочки; их
фрагменты… Я застыл. Нет, я не совсем погряз в светлом будущем, чтобы музея не видеть
никогда. С женой как-то, и с детьми, в исторический, ходили. Во Львове,
студентами – в художественный. В Кишинёве – в музей вин. На Кавказе – след от
фундамента крепости, разрушенной А.Македонским. Хоть и не был, но воочию мог
себе представить и Греческий зал, по описанию самого А.Райкина. И я с ним
согласен: музей на то человеку дан, чтобы в стороне от мирской суеты отдохнуть
в обществе предков, почувствовать зов вечности… Понятно, что такое живому
человеку долго не выдержать, нервы не железные… Но здесь! Как будто и не было
ударной, бессонной недели в командировке… Тело приняло осанку двадцатилетнего.
Отдельные члены – готовность шестнадцатилетнего. Глаза стреляли во все стороны
одновременно, от этого в голове всё спуталось, завертелось, и плотный
туман прервал связь организма с разумом: я носился от фигуры к фигуре, как
голый в женской бане.… Сколько длилась мельтешня, сказать не могу но, со
временем туман стал рассеиваться, я – чуть дольше задерживаться возле чёрных
красоток. И, наконец, возле одной из них прочитал, что это скульптура… Что она
из специального дерева, которое топор не берет… Что растёт оно только в
Аргентине… Что… Я начал приходить в себя и незаметно перешёл во второй
зал.… Здесь, уже обрёл себя полностью. Женских скульптур было не меньше. Формы
ещё привлекательнее. Тайна так и выпирала из каждой через край. Но я ходил меж
ними степенно с видом работорговца на невольничьем рынке. Местами
останавливался, подмигивал. Одну, тайком, по талии пригладил – но, дерево, оно
не только в Африке дерево, оказывается – в Америке тоже.… Несмотря на
чёрный цвет, однако, холод стал обволакивать душу… В третий зашёл уверенно, с
видом народного художника и чувствами королевского евнуха: заметил несколько
мужских скульптур, на женских – стал находить изъяны. Понял и природу душевного
холода: блеск! Блеск форм, блеск пропорций, блеск гармонии – идеал блестит и
манит. Глаз видит и млеет, но твердь и чёрный холод студят душу – как дыхание
вечности… – Неужели художник, в этих прекрасных фигурах спрятал, привычный всем
образ смерти?.. Вспомнил про нимф, русалок и прочих образов костлявой старухи с
косой… В голове стала проскальзывать мысль, что напрасно прервал путешествие,
что теперь надо билет искать, что…
Шнурки
вылезли из укрытий и волочились за мной метровыми змеями. Но я этого не
замечал; да и отвлекаться по мелочам строителю коммунизма не к лицу. А
сейчас и подавно: табличка перед глазами указывала, что выход здесь, и я,
физически выжатый, как половая тряпка на крыльце казармы, душевно опустошённый
– пошёл…
После ярких залов, фойе встретило форменным мраком. Даже остановился, чтобы
осмотреться и выявить направление к лестнице. На противоположной стороне
заметил светлое квадратное пятно на полу – явный признак лестничного проема на
первый этаж…
Но
путь к нему преграждала серая, бесформенная масса, внушительных размеров.
Со светлого проёма двери никак нельзя было распознать ни само препятствие, ни
пути его преодоления. И, я двинулся на него – пригодился опыт туриста: чтобы
справиться с преградой, её надо изучить! Коснувшись левой рукой, я намеривался,
не отпуская, пройти в одну из сторон, а выход покажется сам… Но руку тут же
одёрнул – полоснул тяжелый, мрачный холод. Такое было, однажды, в детстве,
когда сунул руку в садок, чтобы погладить рыбок – мерзкий, шершавый холод
змеиного тела, катапультой вынес меня на пятиметровый берег. А садок с рыбой
доставал уже отец… И, хотя, я уже не ребёнок, но ощущение, скажу вам, не ахти,
тем более на контрасте с гладким деревянным бедром… Прикоснулся ещё раз… –
Похоже на бетон... Куча бетона посередине фойе!? Может ремонт?.. Пока шла
рекогносцировка, глаза стали привыкать к полумраку, и у кучи бетона начали
проявляться контуры, формы. Но я был с высокой стороны и ничего не мог понять…
Появилась тайна, а кто из нормальных людей не попадётся на крючок загадочности?
Глаза уже привыкли, и стало видно, что куча бетона покрыта чёрным, блестящим
лаком – ремонт отпал. Двинувшись вдоль кучи, заметил на противоположной
стороне, согнутую в колене ногу, наполовину сдвинутой вправо. – Интересно!? В
это время подошёл примерно до середины, и в бликах от ноги заметил голову, с
закинутой за ней рукой. Деталей различить было невозможно, к тому же игра света
их скрывала и путала. Завороженный такой пляской, я уставился на
подбородок, и пошёл, не глядя ни под ноги, ни на препятствия. Стало видно, что
то, не блики были, а пульсировала жилка на шее, удерживающей запрокинутую
голову.… Здесь я ничему не удивлялся, ибо разум уже не работал: жилка его
отключила. А управляла моим телом неведомая сила… Последним наблюдением была сама
шея, плавно переходившая в клокочущий вул… Сам вулкан, я рассмотреть не успел,
ибо в этот самый момент, куда-то провалился… Блеск исчез и мгновенно сменился
на сияние искр, сыпавшихся с моих глаз. Но ситуация от этого не прояснилась.
Наоборот, лоб упёрся в твёрдый предмет, а щёки застряли в шершавой ложбине –
боли от удара не чувствовал, но их холод стал приводить меня в чувства.
Повернув голову, обнаружил, что вулкан тот у самого носа моего…
Звон
бритвенных принадлежностей в портфеле окончательно вернул мне память, и я
осознал, что лежу на той самой куче бетона, которую намеревался обойти в
потёмках. Ноги были спеленаты, и никак не удавалось их освободить. Правая рука,
цепко впилась в ручку портфеля, застрявшего, где-то сбоку, внизу. Другая рука
шарила по бетону в поисках удобной опоры, но никак не могла зацепиться за
плавные изгибы выступов и впадин. Разум, хоть и вернулся, но понятия не имел,
что с хозяином. Пришлось сказать вслух несколько, подобающих случаю, слов… Они,
наверное, и подключили служителя музея, что тут же раздался участливый,
старушечий голос:
–
Вы молодой человек, не волнуйтесь. Здесь, со всеми так происходит…
Дальше
я её уже не слышал. Какой дурак! Предупреждали же на входе, что обувь одевать
тщательно! Но, кому здравому, скажите, придёт в голову, что в музее могут быть
приключения? Ведь, музей – это прошлое, пыль, труха, память. И, чтобы
этот прах вертел живым, молодым, здоровым?..
Ноги
освободил, вытащив их из ботинок. Невидимая, по-прежнему, старушка продолжала
свой участливый монолог. Портфель бросил, но он никуда и не падал… Встал.
Осмотрелся. Моя обувь, обвитая шнурками от музейных тапочек, валялась возле
бетонной ноги, которую я не заметил, да и не мог заметить, ибо внимание было
приковано к … ожившему бетону. А нога то, чуть согнутая, свисала с постамента,
и ступней, почти касалась пола: всё понятно – перецепился… Надел сапоги. Шнурки
тщательно завязал. Хватил портфель и… отвисла челюсть… Даже, назад попятился.
Мелькнула мысль осмотреться – не видит ли кто!? Но, куда там! Прямо за
портфелем открылось то, что лучшие сыны человеческие искали веками… Теперь я
видел, что ноги те, были не из бетона и на куче бетона, а женские, и
принадлежали живой женщине. И не валялись на постаменте, а раскрывали врата
жизни – чашу Грааля. Переливы бликов на бетонной поверхности казались
истекающими из той самой чаши живительными каплями божественного желания… Жар
извергаемый недрами жизни плавил разум, и увлекал тело… Я, сопротивляясь, с
последних сил схватился за торчащее колено, и отвёл глаза с этой пасти удава…
Чуть выше всё дрожало, нетерпеливой дрожью. Живот, временами, перекатывали
волны неги и страсти. Груди… То не груди – то два, уже знакомых мне,
огнедышащих вулкана извергали пламя, в вихре которого застрял мой взгляд, и
тянул за собой всего. Невероятная сила столкнула руку с колена, и меня всего
понесло в пекло, будто не я то, пару минут назад, там барахтался. Однако
повторить прежний грохот не успел: коснувшись о постамент коленями, я на них
невольно стал, и, падая, успел выбросить руки вперёд. Вулканы оказались подо
мной на уровне шеи, а в глаза упёрся дрожащий подбородок, из-за которого
выглядывали знакомые, томные глаза …попутчицы из Москвы. Они были прикрыты,
голова запрокинута чуть набок; губы слегка открыты, но ожидающе напряжены ; шея
конвульсивно подрагивала… Всё мягкое, что было на мне, и во мне, приняло
твёрдость гранита. Я третий раз за вечер, не мог ни шевельнуть, ни вздохнуть.
Глаза как прибитые зависли на подбородке, зачарованные его дрожью… Жар, пыл,
тепло – облаками клубились над бетонным телом, всё дальше уводя меня от
сознания, и всё глубже погружая в неведомое…
Глазам
свет уже не к чему был. Прямо предо мной, на любовном ложе лежала женщина.
Лежала живой, со всеми признаками жажды удовлетворения вечного материнского
инстинкта, на котором держится жизнь… Лежала живой, но из бетона. Я на неё
смотрел, и всё во мне трещало. Стёкла дрожали от моего тяжелого дыхания, но
участливая старушенция уже не вмешивалась. Боль в колене стала приводить меня в
чувства. Начало доходить; и я осторожно, не отрывая взгляда, приподнялся.
Отойдя на шаг, увидел, что всё тело охвачено мелкой дрожью, а над ним,
заманчиво клубясь, полыхают волны натурального, женского тепла… Чуть сбоку, на
постаменте скромная табличка сообщала, что художник назвал эту композицию
«Страсть»…
Я
ещё долго стоял, греясь и плавая, в восходящих потоках страсти к жизни. Про
поезд забыл. Забыл про командировку, про старушку, про шнурки, про
империализм с коммунизмом…
…Стал приходить в себя, в купе скорого Саранск – Москва, когда он был далеко от
столицы Мордовии. Купе уже спало. Я сидел и всматривался в чёрную смоль окна,
будто кого-то ждал. Редкие фонари мгновенно гасли и исчезали в темноте
бесследно, словно навсегда. Я до боли всматривался и старался не моргать – чтобы
не пропустить… А они, как появлялись неожиданно, так мгновенно и исчезали. Игра
эта продолжалась долго, но в одном месте яркий фонарь появился и никуда не
убежал. Я прильнул к стеклу, стараясь охватить всю станцию. Редкие пассажиры
засуетились, но среди них не было той, кого я высматривал… Поезд тронулся.
Начал разбирать постель, и только теперь заметил, что ушёл из музея в музейных
тапочках, тщательно зашнурованных на моих ногах…
Иван Пелеван.
Запорожье. 2010 |