В.Н. Кирсанов, Н.П. Головченко. Ахматово. Глава II. Эрьзя в Алатырском присурье. Продолжение *
В.Н. Кирсанов, Н.П. Головченко. Ахматово. Глава II. Эрьзя в Алатырском присурье
Продолжение *
Мало известно нам и об алатырских иконописцах. К.Абрамов красочно описывает учебу Степана Нефедова в мастерских алатырских
иконописцев. Приводит их имена и отчества (единственный из всех исследователей
творчества Эрьзи).
"Иван договорился с известным в то время мастером
иконописи Тылюдиным Василием Артемьевичем, что тот возьмет Степана в ученье с
условием, если он будет помогать ему по дому, так как платить за обучение
Нефедовым было нечем... Но ему разрешалось только смотреть, как пишет сам
учитель, разрешалось мыть кисти и растирать краску. Большему у Тылюдина он не
научился". У него он пробыл полтора месяца.
Затем полгода прожил в иконописной мастерской Ираклия
Андроновича Крикалина-Иванцова (примеч.27).
Хозяин был большим любителем птиц. Даже известно нам, что его дом находился на
Цыганской улице (ныне ул. Куйбышева). У него Степан подготовлял доски для
живописи и под позолоту - "левкасил" и исполнял массу других
обязанностей, не имевших никакого отношения к живописи.
Мало что известно и о третьем иконописце. Алексей Петрович Колонин "был
умным и талантливым художников", но запойным пьяницей. Зато у него Степан
мог работать самостоятельно, ибо зачастую видел его в невменяемом от алкоголя
состоянии. С особой "жадностью" впитывал юноша различные советы в
моменты просветления Колонина. И он же привил мысль о необходимости серьезно
учиться.
Многолетние поиски на алатырской земле об иконописцах на современном этапе
многого не дали. Не найдены сведения об иконописце Иванцове И.А. (по Абрамову).
В метрических книгах чаще упоминается фамилия Иванцевы.
Об иконописце А.П. Колонине - утверждение о том, что он скончался в 90-х годах,
метрические книги приходских церквей Алатыря не подтверждают. Встречается в
этих книгах только одна фамилия - Колонин В.А., крестьянин села Тетюш Ардатовского
уезда.
Выявлена еще одна фамилия алатырского иконописца И.Я Шувалова (1843-1907) (примеч.28), у которого учился С.Эрьзя.
Да и многие из рода Шуваловых занимались иконописью и светской живописью, были
учителями рисования.
Поиски привели на кладбище города Алатыря. Невдалеке от его центрального входа,
среди многочисленных надгробий, разнообразных памятников и крестов внимание
привлекло малоприметная, поблекшая ограда. Надпись на кресте голубой краской
выделяли слова: "Тылюдин Василий Артемьевич" и годы жизни -
"28.02.1869 - 8.02.1946". Да-да, того самого иконописца, у которого впервые, как утверждается, начал свое
обучение молодой Степан Нефедов. Метрические книги свидетельствуют, что
В.А.Тылюдин является уроженцем села Баева, в других - Старого Баева. Эти записи
сопровождают рождение девяти его детей от супруги Епраксии Яковлевны
(25.06.1864 - 3.04.1948). Старым Баево священники Алатыря, зачастую, называли
населенный пункт за селом Ахматово, в сопоставление с новыми Баевскими
Выселками. Следуя этим рассуждениям, оказывается, что Василий Тылюдин и Иван
Нефедов были уроженцами не только одной деревни, но и погодками. И не
исключено, что в раннем детстве они вполне хорошо знали друг друга. В
последующем судьба их развела в разные стороны. Вновь встретились уже в Алатыре.
Но пока не обнаружены метрические книги с записями о рождении В.А.Тылюдина и
его бракосочетании.
Тылюдин, по-видимому, получил определенное начальное
образование. В Казани был учеником у одного из иконописцев. По возвращении -
женился и перебрался на жительство в Алатырь, где поселился на окраине города в
конце 80-х годов. В мае 1890 года в семье Тылюдина появился первенец, мальчик, проживший 9 дней.
Для молодых это было, естественно, большим горем. Но это было повседневностью
того периода. Медицинская помощь была развита очень и очень слабо. Значительный интерес представляет другая запись в той же метрической книге от 1
августа 1890 года. "Ардатовского уезда, деревни Баева крестьянин Василий
Артемьевич Тылюдин и сестра отцу - крестьянская дочь Ефимия Дмитриевна
Нефедова" являлись восприемниками (крестными) второго сына - Ивана
Дмитриевича Нефедова, Василия. Рождение мальчика и его крещение произошли в
один день.
Уже потом, спустя годы, он будет обучаться изобразительному мастерству и
скульптуре у своего дяди Степана Дмитриевича. Последний будет проявлять особые
отеческие нежные чувства к таланту племянника и оказывать посильную помощь. Весной 1918 года, проездом в Екатеринбург, в Алатыре, Степан Дмитриевич,
заберет с собой племянника. Но судьба распорядится иначе, он скончается от тифа
на руках Эрьзи. Но до этого еще далеко. А предварительно Василий начнет учиться
секретам живописи у своего крестного - В.А. Тылюдина. Сам Василий Артемьевич, в
то время в Алатыре был мало известен.
Было ему чуть более двадцати лет. Творческая деятельность иконописца только
начиналась. Степан же попал к нему только благодаря брату Ивану. Здесь сыграли
роль прежние дружеские связи, да и небольшая разница в возрасте. Степану было
четырнадцать лет. Известность к Тылюдину придет со временем, с расцветом его
таланта. Его высокий профессиональный уровень подтверждается немногочисленными
домашними иконами, сохранившимся в отдельных семьях алатырцев.
Начиная с 1890-х годов, все записи по семейству Тылюдиных зафиксированы по
приходской церкви Рождества Христова. Так же и в отношении семьи Ивана
Нефедова, но только периода 1887 - 1896 годов. Отсюда следует, исходя из
приписной территории, семьи обоих, как прихожан, были приписаны к одной церкви.
И проживали они рядом, в одном районе города.
К 1900 году Иван Нефедов с семьей перебирается на новое
местожительства - в Подгорье (ныне это район мясокомбината). Об этом
красноречиво свидетельствуют метрические записи о рождении последующих детей в
семье И.Д.Нефедова, но уже по Знаменской церкви Алатыря.
В начале 1890 года алатырцев волновали события, связанные с
постройкой железнодорожной линии из Москвы на Казань. Она должна была пройти
через Алатырь. В город наехало множество разных специалистов. Лихорадочно
велись подготовительные работы. Это сказалось и на положении семьи иконописца
Тылюдина. Дом оказался в центре постройки предполагаемой железной дороги. Его
перенесли одним их первых на новое место. Он расположился напротив здания
железнодорожного вокзала, дав начало в Алатыре новой - Нижегородской улице. Да
и в ноябре 1892 у Тылюдина родилась дочь. С учетом всех факторов: молодости,
переноса дома, рождения детей и т.п. - В.А.Тылюдину было не до учеников. Спустя
годы, Степан Нефедов приезжая в Алатырь, всегда будет заходить в гости к своему
учителю.
Со строительством железнодорожной линии Степан перебирается
в Казань, где после некоторых мытарств, поступает в иконописную мастерскую
П.А.Ковалинского. Она располагалась в центре города на Проломной улице. Это
было после Пасхи 1893 года (примеч.29).
Здесь он расписывает соборы и церкви в населенных пунктах Казанской и
Симбирской губерний (примеч.30 ).
В 1895 году открылась Казанская художественная школа. Хозяин
запретил Степану в неё поступать. Но молодой человек посещает школу по
воскресным дням. В мае следующего года вместе с П.Ковалинским Нефедов посетил
Нижегородскую ярмарку. Она оставила у него глубокие впечатления, перевернула
душу, заставила по-иному взглянуть на окружающий мир.
Весной 1898 года Нефедов оставляет иконописную мастерскую и
уезжает из Казани. Возвратившись в Алатырь, осенью Степан присутствует при
крещении старшего сына Евфимии Дмитриевны Рузавиной - Ивана, став его крестным
отцом. Мальчик родился 19 октября, и крещен на другой день. Восприемники
(крестные) "деревни Баевка крестьянин Степан Дмитриев Нефедов и
крестьянская дочь Марфа Константиновна Рузавина", сестра мужа Евфимии (примеч.31). 31 января 1899 года
состоялось бракосочетание младшего брата Степана - Ильи в церкви Рождества
Христова г.Алатыря с дочерью крестьянина деревни Палгуш Ардатовского уезда -
Наталией. Запись свидетельствует - Илье было 19 лет 6 месяцев, супруге - 19 лет
5 месяцев (примеч.32). Свидетелем от
жениха был В.А. Тылюдин.
В Алатыре Степан отдал себя "настоящему"
искусству. Много работал на натуре, делал пейзажные зарисовки, портреты
ближних, фиксировал деревенские бытовые сценки. Но он чувствовал, что не
хватает опыта и профессиональных знаний. В памяти постоянно возникали образы
увиденных им произведений Коровина и Врубеля, Репина и Архипова и многих других
художников, чьи работы демонстрировались на Нижегородской Всероссийской
художественно-промышленной выставке. Но годы занятий иконописью сказывались.
Сложился определенный стереотип, стиль работы красками. Работы были похожи на
иконы. Сбережения, накопленные в мастерской Ковалинского, скоро кончились.
Проживая с родителями, приходилось искать заработки. Он увеличивал фотографии
местных богатеев, давал уроки рисования, помогал родителям по хозяйству,
столярничал. Часто бродил по окрестным селам и деревням в поисках работы. Был
исхожен весь Алатырский уезд. Совместно с иконописцами И.Я.Шуваловым и
В.В.Милютинским, с которыми Степан был давно знаком, расписывал приходские
церкви в Алатыре и в селах уезда. По воспоминаниям племянника (сына брата Ивана
Дмитриевича) Степана Ивановича и слышанным им в детстве рассказам от родителей
и родственников, дядя Степан расписывал в этот период колокольню Казанской
церкви и приходской Успенский храм. Исполнил ряд икон для иконостасов
алатырских церквей.