В.Н. Кирсанов, Н.П. Головченко. Ахматово. Глава II. Эрьзя в Алатырском присурье. Продолжение ***
В.Н. Кирсанов, Н.П. Головченко. Ахматово. Глава II. Эрьзя в Алатырском присурье
Продолжение ***
Перед пасхой 1918 года, незадолго до поездки на Урал,
С.Д.Эрьзя совместно со своей ученицей Е.И.Мроз посетил Алатырь (примеч.41). Здесь они задержались
ненадолго. Прожили более двух недель. Приехали на двух подводах, с шестью
лошадями. В Алатыре лежал еще снег. С собой С.Эрьзя привез ряд своих работ.
Е.Мроз подарила Вере Григорьевне, супруге брата Ивана Дмитриевича, фетровую
красную шляпу, матери Эрьзи - тонкий пуховый платок, многочисленные подарки для
племянников и племянниц. Скульптор посетил могилу отца на городском кладбище. Поставил новый деревянный
резной крест (примеч.42). Оттуда он
принес белый кусок мрамора от разбитой надмогильной плиты. Из него он исполнил
портрет племянницы Антонины (примеч.43). Побывал Степан Дмитриевич у знакомых и близких в Алатыре и близлежащих
населенных пунктах. Так иконописцу В.Тылюдину он подарил фотографию со своим
автографом.
О приезде известного скульптора - земляка стало известно
алатырским властям. Они предложили ему организовать в Алатыре художественную
студию, но от этого предложения Эрьзя отказался, сославшись на командировку на
Урал по личной просьбе А.В.Луначарского. Со своей стороны предложил несколько
кандидатур алатырских художников.
С.Эрьзя и Е.Мроз уехали поездом. С собой они взяли
племянника Василия. На вокзале их провожала многочисленные родственники,
близкие и знакомые. Весна была в разгаре.
Художественная студия в Алатыре открылась. Её руководителем
шесть лет являлся Н.А.Каменьщиков. При ней функционировал и художественный
музей. Среди многочисленных экспонатов были представлены и скульптуры С.Эрьзи. Еще в начале 1980 годов посчастливилось держать в руках несколько писем,
написанных С.Эрьзей. Получателем их был никто иной, как Николай Александрович
Каменьщиков. Здесь были и фотографии с портретом и автографом скульптора. Среди
них - снимок уголка экспозиции художественного музея студии. На ней запечатлены
произведения С.Эрьзи. В последующем, некоторые из этих скульптур оказались в
музее в Саранске. Судьба же остальных неизвестна. Неизвестна и судьба
уникальных писем и фотографий.
Со слов родственников известно, что С.Эрьзя незадолго до отъезда за границу
посещал Алатырь вновь. Это был август-сентябрь 1925 года. Приезжал он с
балериной Катей (так называли её родственники в Алатыре). Жили они целую неделю
в доме деда, отца Эрьзи.
Летом 1926 года Иван Дмитриевич (брат Эрьзи) был вызван срочно телеграммой в
Москву. С.Эрьзя просил его приехать и забрать ряд его произведений в Алатырь.
Это было после окончания выставки, участником которой был Степан Дмитриевич. И.Д.Нефедов, взяв одного из сыновей поехал в Москву, где пробыл двое-трое
суток. Из Москвы он привез несколько скульптур С.Эрьзи. Среди них: "Голова
Христа", "Монголка", "Маска Кати",
"Мордовка" (цемент). Кроме того около пятидесяти живописных
произведений, написанных Степаном на холсте и картоне, в том числе в Италии и в
Париже. Они хранились у знакомых С.Эрьзи в Москве. Привезли они и различные
документы, фотографии, афиши... Эрьзя жил в Москве до сентября 1926 года. Он
готовился к выезду с выставкой в Париж. С этого момента и вплоть до 1950 годов С.Эрьзя будет жить в дали от Родины.
Но здесь, в провинциальной глуши его будут помнить и ждать. Время от времени от
него будут приходить письма. Однажды из Аргентины придет журнал
"Панорама" с фотографиями его скульптурных произведений. Из Алатыря в
его адрес писали письма родные. Переписывался с ним и краевед В.Грошев (примеч.44).Он высылал ему книги,
выходившие в Мордовском издательстве, делился алатырскими новостями.
Хотя С.Эрьзя был далеко от своих родных мест, о нем в Алатыре помнили. Его
пребывание за границей сказывалось на родственниках - на его племянниках.
Неоднократные вызовы в НКВД, тюремные застенки, допросы. Петр Иванович Нефедов (1847-1963) - (работал в райисполкоме) в один из дней
1937 года прибежав домой, растопил печь. В высших эшелонах власти прошел слух о
том, что начнется выявление лиц, чьи родственники проживают за границей. Будут
производиться обыски с выявлением документов и иных вещественных материалов, их
причастности. Он изрубил деревянную скульптуру Эрьзи и сжег. Другая, мраморная
скульптура была разбита. В доме висели еще три картины. Одна большая и две
маленьких, как вспоминают их внуки, написанные дядей С.Эрьзей. Они также были
сожжены. Печальный факт нашей истории.
Но это еще ничего, по сравнению с другим. После возвращения
И.Д.Нефедова из Москвы, привезенные картины и скульптуры, хранились у
родственников. Большая часть находилась у Ивана Ивановича и Степана Ивановича.
Когда к ним попутно забежал П.И.Нефедов с сообщением об обысках и что
необходимо все уничтожить, они и не знали что с ними делать. Все деревянные
скульптуры были изрублены на дрова. Мраморные и бетонные большие скульптуры
были спрятаны в сарае в дровах, либо зарыты там же в землю. Со временем
бетонные произведения от сырости рассыпались. Маленькие же работы
использовались как гнет, для засолки огурцов, помидор и квашения капусты,
например, головка Антонины. Некоторая мелкая пластика со временем была утеряна. Большая проблема была с картинами. Было решено покрыть ими крышу сарая -
дровника, застелив затем их досками. А их было около сорока. Конечно итог этого
уже известен. От дождей и солнца, непогоды, живописные работы пришли в
негодность, самоуничтожились.
С возвращением С.Эрьзи в СССР, в 50-х и 60-х годах начался
ажиотаж, как со стороны родственников, так и со стороны специалистов.
Сохранившиеся скульптурные работы были вывезены из Алатыря. Некоторые из них
впоследствии видел С.И.Нефедов и другие родственники в музее Эрьзи в Саранске. В
результате, Алатырь лишился всех работ знаменитого земляка. Были попытки среди
передовой части горожан и интеллигенции открыть в 50-х гг. в Алатыре музей его
имени. Не получилось. Власти всеми способами препятствовали его открытию.
Местная власть не могла разрешить возникшие проблемы. Не надо и забывать, какое
это было время!
Б.Н.Полевой писал: "Степан Дмитриевич при жизни всегда мечтал о музее в
родном городе, недалеко от мест, где прошли его детство и юность..." Мечта
эта сохранялась у скульптора до последних его дней.
Эрьзя говорил: "Когда-то земляки обещали мне открыть
музей в городе Алатырь... Где там...? Кишка оказалась тонка... А Советская
власть может, она все может... Мечтаю, давно мечтаю, вот когда-нибудь все это
отвезти на родину - землякам, в мордву..."
Увы, история показала, что лишь только после смерти всемирно известного
скульптора открылся музей его работ в столице Мордовии - Саранске. Сохранилось
уважение и признательность к таланту скульптора.
К сожалению, здесь мы коснулись только отчасти тех
материалов связанных с С.Эрьзей (Нефедовым) и родного его края - Алатырского
Присурья. Да и невозможно это изложить в столь короткий срок и соответствующих
рамках.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Алатырь являлся крупнейшим русским
населенным пунктом одноименного уезда, на территории которого проживала
основная масса эрзи. Позднее на территории Алатырского уезда возникли многие, в
последующем крупные населенные пункты, ставшими центрами самостоятельных
уездов, как Ардатов, Карсун, Симбирск, Саранск и другие города. Эти уезды
образовались на землях Алатырского уезда в XVII-XVIII веках. Со дня своего
основания (1552) город считался центром мордвы - эрзи.
2. Имеется в виду населенные пункты бывшего Алатырского уезда, где прошли
детство и юность скульптора - дер.Баевские Выселки (ныне поселок Баевка), села
Алтышево, Ахматово (находившееся в составе Ардатовского уезда до 23.06.1920г.)
и др., вошли в состав Алатырского района. Село Баево, где родился Нефедов в
1930 году перечислено из Алатырского района в состав Мордовской АССР.
4. Сутеев Г. Скульптор Эрьзя: Биографические заметки и воспоминания. - Саранск:
Морд. кн. изд-во, 1968.
5. Абрамов К.Г. Сын эрзянский: Роман - Саранск: Морд.кн. изд-во - кн.1-я. 1971,
1974; кн.2-я. 1973, 1976; Степан Эрьзя. кн.3-я. 1977; переиздание. 1991.
Абрамов К.Г. Степан Эрьзя. Роман. М.: Сов.Россия, кн. 1-2. - 1980; 1981.
Эрьзя на родине: Альбом /Сост.
М.Баранова, В. Ионова. - Са- ранск: Морд.кн. изд-во, 1996.
8. Моро А. Степан Эрьзя: Док.- худож. роман. - Саранск: Морд.кн. изд-во, 1997.
9. В целом, с родиной связано, если говорить точнее, почти двадцать лет жизни
С.Эрьзи.
10. Алатырскому периоду жизни С.Д.Эрьзи (Нефедова) посвящены следующие
публикации:
Головченко Н. Алатырский период жизни скульптора. // Алатырские вести. - 1977.
- 6 марта, 8 мая, 8 и 29 октября;
Головченко Н. Алатырский период:
Факты и домыслы. Странички из биографии С.Д.Эрьзи. // Известия Мордовии. -
1998. - 30 октября, 5 и 19 ноября, 8 декабря;
Головченко Н. Автограф отца С.Эрьзи. // Алатырские вести. - 1999. - 20 февраля;
Головченко Н. Всего четырнадцать строк. // Известия Мордовии. 1998. - 23
октября.
11. Головченко Н. Летописец Степана Эрьзи. // Ленинский путь, (г.Алатырь). -
1989. - 13 и 14 января.
Головченко Н. Первый биограф
С.Эрьзя.// Сов.Мордовия. - 1990. 21-22 апреля.
12. Ссылка дается на фотокопию записи, хранящейся в фондах Мордовского
республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи. Видеть
подлинник метрической книги церкви Покрова Пресвятой Богородицы автору не
приходилось.
13. Список населенных мест Симбирской губернии по сведениям 1859 года. - СПб:
1863 (таблица: Алатырский уезд, I стан, № 202).
14. Село Баево находилось в составе Алатырского уезда и волости, затем района
(с 1927г.) до 12.02.1930 года. С образованием Мордовской Автономной области
перечислено в ее состав.
15. Списки населенных мест Симбирской губернии. - Симбирск: 1884.- с.85, № 23.
18. Артур Моро придерживается 1877 года (Моро А. Указ соч., с.6);
Кузьма Абрамов указывает на 1884г. (Абрамов К. Биограф.очерк. 1976.-
приложение; 1979. с.106; 1985. с.122).
19. Списки насел. мест Симбирской губ. - Симбирск, 1884. - с.85, № 27.
20. Для детального ознакомления см. родословную Нефедовых.
21. Метрическая книга церкви Казанской Божьей матери села Алтышево за 1893 год
- Архив Алатырского районного ЗАГСа.
22. К.Абрамов утверждает, что церковно-приходская школа открыта в селе Ахматово
в 1885 году. Это не так. "Симбирские епархиальные ведо- мости". -
1887. - № 10/11 - свидетельствуют, что по Симбирской епархии
церковно-приходские школы вновь были открыты "в селах Алатырского уезда -
в Алтышеве, Сияве, Чуварлеях и Урусове" в прошедшем 1886 году.
23. Метрическая книга Богородице. Рождественского собора г.Алатыря за 1890 год.
Фонд Алатырского краеведческого музея (АКМ).
26. Головченко Н. Алатырский период. // Известия Мордовии. - 1998. - 5 ноября.
27. По-видимому С.Нефедов жил у него в зимний период 1890-1891гг.
28. Семенов Н. (Грошев) Писатель Артур Моро в Алатыре. //Ленинский путь,
(Алатырь). - 1964. - 5 июля; Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов): некролог. //
Ленинский путь - 1959. - 4 декабря.
29. Пасха 1893 года - 28 марта. См. Хронологический справочник (ХIХ и ХХ века).
Л:. Наука, 1984. - с. 27.
30. По воспоминаниям престарелого С.Эрьзи - "расписал до 1898 года 18
церквей". См. - Воспоминания о скульпторе С.Д.Эрьзе /Сост. Г.С.Горина. -
Саранск: Морд.кн. изд-во, 1972. - с.67.
31. Метрическая книга Казанской церкви села Алтышева. Запись о рождении № 56 от
1898 года. Архив Алатырского районного ЗАГСа.
32. Метрическая книга приходской церкви Рождества Христова г.Алатыря. Запись о
бракосочетании под № 3 от 1899 года. Фонд АКМ.
33. По воспоминаниям С.Эрьзи (см. Сутеев Г. Указ. соч., с. 19-20), записанных с
его слов спустя двадцать лет и этому следуют другие авторы. После трагического
случая он вернулся обратно в Алатырь и через год вновь поехал, взяв
рекомендательное письмо. Родственники Эрьзи, проживающие в Алатыре, в том числе
и племянник Степан Иванович, утверждают, что роман С.Нефедова с супругой
Солодова продолжался около двух лет. После трагической ночи, родители настояли,
чтоб Степан не возвращался и не позорил их семью и род. Что и в
действительности могло так и быть. Город небольшой. Поэтому автор и придерживается
этой версии.
34. Дворецкая В. Не слишком ли много ошибок? // Советская Мордовия. - 1988. -
16 июня.
Головченко Н. Алатырский период. //Известия Мордовии. - 1998. 8 декабря.