В.Н. Кирсанов, Н.П. Головченко. Ахматово. Глава II. Эрьзя в Алатырском присурье
Продолжение **
26 мая 1899 года (здесь, как и все даты приведены по старому
стилю) в России праздновали 100-летие со дня рождения гениального русского
поэта А.С.Пушкина. Юбилей отмечался и в уездном городе Алатыре. Силами местной интеллигенции,
дворян, купцов, служащих учреждений был поставлен любительский благотворительный
спектакль к отдельным сценам "Русалки" и "Бориса Годунова".
Степан Нефедов давно зарекомендовал себя среди алатырцев не только иконописцем,
но и художником. "Устроители" юбилейного вечера предложили ему
исполнить оформление спектакля. Декорации к сценам "У мельницы" и
"У фонтана" оказались великолепными и восторженно приняты публикой.
Он даже исполнил и сценическую роль. Сохранилась афиша спектакля, где рукой
Эрьзи выведено "Алатырь. Коммерческий клуб. 1899". На одном из зданий
города, где произошло это событие, в 1976 году установлена мемориальная доска.
Сейчас здесь располагается обувная фабрика. Уже выявлены ряд лиц, участников тех вечеров. Артисты-любители многие годы
находились в дружеских отношениях с Нефедовым. В последующие годы, в свои
приезды в Алатырь, он посещал их. Пока об этом сообщать рано. Необходимы
дополнительные поиски в архивах и научных библиотеках. Здесь много
неразгаданного и неведомого для многих из нас.
Степан Дмитриевич стал вхож во многие дома известных в
городе лиц - купцов, помещиков, лесопромышленников, стал уважаемым человеком.
Исследователи утверждают, что Нефедов "к женщинам был совсем
равнодушен". Всегда большое внимание он уделял творческой деятельности. Но
и женщины играли в жизни определенную роль. Так отъезд из Казани был связан с
его романтической историей. Немаловажен фактор, зависящий от соответствующих
средств в кошельке. Это мы прослеживаем на протяжении всей его жизни.
Знакомство в Алатыре с дамой - женой лесопромышленника
Солодова, чуть не закончилась для него трагически. Её образ и теплые
воспоминания о ней остались в памяти Степана Дмитриевича на всю жизнь. Алатырские
обыватели уже судачили о любовных его связях и сожительстве с Ф.Солодовой. Об
этом были наслышаны и его родители, из-за чего дома происходили частые
скандалы. Муж её как бы не обращал на это внимание. Длительные поездки по
торговым делам, продолжительные гулянки. Он всегда дружелюбно встречался и
разговаривал со Степаном, приглашал вместе выпить... Но злые языки сделали
свое. Однажды кучер лесопромышленника ворвался к Степану в мастерскую и жестоко
избил, затем отнес, как он полагал, мертвого на Суру и бросил в кусты. Рано
утром молодого человека нашли рыбаки, привели в чувство и отправили в больницу.
Художник вернулся домой с разбитой головой, весь в синяках и кровоподтеках.
Мать из-за этого устроила большой скандал. Случай, неординарный, чуть не
приведший к гибели Степана, переполнил родительное терпение и предрешил
будущее. Отец выделил ему небольшую сумму денег, предупредив, что это все, что
он может ему дать. Что и впредь больше пусть не рассчитывает на его помощь. Все
его товарищи и друзья давно имеют семьи...
Все это определило окончательный его отъезд из Алатыря в
Москву. Правда, год назад, он уже ездил в Москву, но прием в художественное училище
был закончен, а попытка устроиться на вечернее отделение, либо вольнослушателем
- не получилась. Не было места и в иконописных мастерских. Да и манера
иконописного письма, выработанная у Степана, была иная. Она не понравилась
московским иконописцам. Да и не хотелось уже расписывать лики. В тот раз он
возвратился в Алатырь (примеч.33). Но
теперь он решил твердо, не возвращаться. Кроме этого у него находилось и
рекомендательное письмо, полученное лично из рук купца Н.Н.Серебрякова...
За эти годы в Алатыре появилось много новых людей. Они приехали из Симбирска и
Нижнего Новгорода, из Казани и Пензы и других городов России. Среди них,
учитель рисования городского училища Н.А.Каменьщиков, фотограф Н.Н.Валухин и
многие другие. Со многими из них Нефедов уже познакомился. Будет встречаться с
ними и в последующие годы.
Степан уехал с огромной надеждой учиться и только учиться.
Домой было возвращаться нельзя. С этого момента с Алатырским краем Нефедов
будет связан лишь только отдельными наездами - на неделю, месяц и более.
В нашу задачу не входит освещение жизни С.Д.Нефедова в Москве и других регионах
России. Только связь с родиной. Надо отметить, что попытка поступить в
Строгановское художественно-промышленное училище не удалась даже по
рекомендательному письму. Слишком оказался великовозрастным.
В Москве он устроился на работу в фотоателье А.А.Бродского.
Благодаря стараниям художника Н.А.Касаткина, приметившего молодого человека,
посещает вечерние курсы при Строгановском училище. Через год, осенью 1902 года,
Нефедов переходит учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества,
посещает медицинский факультет Московского университета, где изучает анатомию
человека. За время учебы в Московском училище, Степан писал письма родителям очень редко.
Не любил. Такой уж был характер. Но он не забывал Алатырь. Вплоть до отъезда за
границу, в Италию, несколько раз посещал родимый край. Благо, что же
лезнодорожная линия на Казань, шла через Алатырь. Добираться поездом можно было
без пересадок, хотя на это уходило довольно долгое пребывание в вагоне. Ездил
не один, а с соотечественниками - алатырцами. Это были дни больших православных
праздников или летних каникул. Приезжал в Алатырь и со своими близкими
знакомыми и подругами. Исследователи называют разные их имена, но этого мы не будем
касаться.
Знакомство в Москве с итальянцем Д.Тинелли перешло в дружбу.
Последний пригласил его в гости в Италию. 13 апреля 1907 года, согласно
прошению С.Нефедова, власти разрешили ему выехать в Италию. Указан и срок
выезда - до 1 октября 1907 года. (примеч.34).
Период выезда Нефедова за рубеж - один из загадочных. Разрешение могло быть
дано в период его пребывания в России, либо его уже не было здесь - он выехал в
1906 году. Возможно, что сдавал экзамены осенью 1906 и весной 1907 года.
Изучая все написанное о скульпторе, вновь приходишь к мнению, что в большинстве
своем архивные документы оказались обойденными, не изученными. Отсюда многие
ошибки. Нельзя опираться только на человеческую память.
Вот здесь и встает еще один вопрос. Когда стало известно Степану Дмитриевичу о
смерти отца? Одни указывают, что известие сообщила ему мать в Париже (примеч.35), другие, что раньше.
Когда же скончался отец С.Эрьзи, Дмитрий Иванович Нефедов? А
для этого необходимы лишь подлинные и точные документальные свидетельства. На поиски их ушло довольно продолжительное время. Нефедовых в алатырском крае
достаточно много. Теперь ясно, что все они имеют общего предка. Дорогая для нас запись была обнаружена в метрической книге приходской церкви
Рождества Христова г.Алатыря. Запись рукой священника удостоверяет, что
"крестьянин села Баева Алатырского уезда Дмитрий Иванович Нефедов"
умер 7 ноября 1906 года в возрасте 66 лет от рака носа. Похоронен 9 ноября на
городском кладбище" (примеч.36).
Это - документ.
Теперь ясно, либо Степан уже знал о смерти отца еще во время
пребывания на Родине, в России, и был на его похоронах (если опираться на
разрешение на выезд). Либо незадолго до этого выехал. Перед отъездом из России
Нефедов посещает Алатырь, Баевские Выселки, родителей, родственников, знакомых.
Он привозит и оставляет у родителей ряд своих скульптур, учебных рисунков,
живописные полотна... Со временем большая часть из них погибнет. Бумага в
хозяйстве всегда необходима. Стоила дорого. Да и развернувшиеся далее события
сыграли определенную роль в сохранности его работ... А некоторые, попав в руки
младших племянников, детям старшего брата Ивана, быстро нашли им применение. Но
кое-что сохранилось и позднее возвратилось к Степану. О последних фактах помнил
и вспоминал при наших встречах племянник, Степан Иванович. В детстве он с
братом Михаилом, будущим скульптором, рисовал на этих листах бумаги...
С отъездом С.Нефедова в Европу, родители и родные долгое
время ничего о нем не знали и не слышали, вплоть до 1911 года. Однажды, в
родительский дом Нефедовых в Алатыре прибежал запыхавшийся Василий Семенович
Грошев. В то время он служил в казначействе. В последующие годы работал
учителем начальных классов. Был другом детства Василия и Ивана, сыновей Ивана
Дмитриевича. До конца своей жизни В.Грошев и его брат, занимались краеведением
Алатырского Присурья. Переписывались с Эрьзей и другими выдающимися личностями
родного края.
С собой он принес журнал "Солнце России" и показал
Ивану Дмитриевичу. В нем были фотографии. Из журнала родные узнали о высоком
признании С. Эрьзи на художественной выставке "Осенний салон" в
Париже. По настоянию и просьбе матери, Марии Ивановны, родные написали письмо в
Париж, в адрес, где проходила выставка.
Об этом событии вскоре узнал весь город. Приходили многие знакомые, хорошо
помнившие Степана. Они поздравляли мать талантливого сына-скульптора,
получившего признание в Европе. Были и чиновники из уездной управы и городской
думы, его друзья.
С этого периода на различных художественных выставках, проводившихся в Алатыре,
стали выставляться и работы Эрьзи. Организатором выставок, начиная с 1908 года,
был местный художник и педагог Н.Каменьщиков. Он был немного знаком с Нефедовым
еще до его отъезда в Москву. "Камско-Волжская речь" за 1913 году
писала об очередной выставке. Кроме учеников городского училища, женской
гимназии (реальное училище проводило самостоятельные выставки) и местных
живописцев Афанасьева, Каменьщикова и скульптора Эрьзи, в ней участвовали
художники-симбиряне А.Архангельский и П.Пузыревский..." (примеч.37). Работы С.Эрьзи хранились в
семье Нефедовых.
Спустя некоторое время, из Франции пришел вызов и денежный
перевод. Весной 1912 года мать, Мария Ивановна, в сопровождении внука Василия,
уехала в Париж. Прожила она там недолго, около месяца. По её рассказам, город
ей не понравился - "шумный и беспокойный", как и сама жизнь сына,
сорил деньгами, раздавая их направо и налево... Она и сообщила Степану, что
местные власти предлагают открыть в Алатыре музей для его работ. Приглашают
приехать на родину. На первое время для скульптур Эрьзи определили Дворянский
клуб.
С собой, по возвращении, она привезла многочисленные
гостинцы и подарки, керосинно-калийную лампу и много денег. На эти деньги
Степан просил купить в Алатыре дом и перестроить его с учетом - под мастерскую.
Просил сделать итальянские (большие) окна. Это было новшество для города, как и
сама лампа. Дом был приобретен в центре Алатыря, на Старо-Базарной площади,
напротив Знаменской церкви. Отсюда открывался величавый и прекраснейший вид на
Алатырское Присурье, на слияние рек Алатыря с Сурой. В 1924 году лампу
"отобрали" новые власти (реквизировали). А дом, до конца 1980-х
годов, был собственностью семьи Нефедовых. До своей кончины здесь жил племянник
С.И.Нефедов. Василий, остался в Париже, учиться у дяди скульптуре и живописи.
Во-первых, Эрьзе был необходим помощник. Во-вторых, он заметил в нем
способности и несомненный талант. Племянник прожил более года. Провожая его из
Парижа на родину, С.Эрьзя передал письмо в городскую управу с согласием
приехать в Алатырь, при условии, если ему предоставят надлежащее помещение для
его работ. Он уже давно думал и мечтал вернуться на родину. Племянник привез в
Алатырь несколько полотен и скульптуру Христа работы С.Эрьзи, а также
автобиографию жизни скульптора в Италии (до 1911 года)...
Долгожданное письмо пришло в Париж весной 1914 года.
Алатырская городская дума официально приглашала С.Эрьзю приехать и лично
наблюдать за постройкой здания, предназначенного для размещения его
скульптурных работ. На эти цели ассигновалась сумма в 50 тысяч рублей. Сумма большая
для того времени.
Сбор денежных средств в Алатыре был начат после возвращения матери Степана
Эрьзи из Парижа и её сообщения о согласии сына возвратиться на родину.
Источники были разнообразные, включая и различные пожертвования
алатырцев-купцов и мещан, учреждений и лиц, хорошо помнивших Нефедова. А
получив письмо-согласие от самого скульптора, количество пожертвований
возросло. Увы, начавшаяся первая мировая война вынудила думу перечислить
денежные средства в военное ведомство. Сыграло в этом определенную роль и его
политическая неблагонадежность. В Россию Эрьзя возвратился в мае 1914 года.
Нельзя не обойти вниманием и факт, связанный с ним в момент приезда в
Петербург. Упоминает о нем и К.Абрамов в
своем романе-трилогии (примеч.38).
Наслышан об этом автор этих строк и от других лиц. Учитель рисования высшего начального училища и женской
гимназии Алатыря Н.А.Каменьщиков, в воскресный день конца мая находился в одном
из залов новой русской живописи "Русского музея". Здесь он
старательно копировал одну из картин. Неожиданно в зал вошли трое человек: хранитель музея, швейцар и незнакомец с
тростью в руке. Гость подошел и посмотрел на работу Каменьщикова и с тихой
улыбкой произнес:
- Надобно писать самому, самому, а не копировать.
В последствии Николай Александрович вспоминал: "Наши глаза встретились.
Что-то знакомое было в его облике. Голос да и речь, хотя и с акцентом, но
именно с "алатырским" оттенком. Не знал он, что тот, кто сейчас
прошел мимо него с палкой в руке, слегка прихрамывая, был знаменитый Эрьзя. Немного
позднее Каменьщиков спустился вниз, чтобы узнать у швейцара, кто этот странный
посетитель. Мучили сомнения.
- Надо полагать, иностранец, зовут его Эрьзей, - пояснил тот.
Вот тогда-то Каменьщиков и схватился за голову. Он сразу же бросился на улицу,
но было уже слишком поздно, Эрьзя успел уйти...
Реальность события доказывает паспорт
Н.Каменьщикова, сохранившийся до настоящего времени. В отметках о проживании
стоит штамп: "явлен 1914 мая 23 литейной части 1-го уч. дом № 5 по
Литейному; записан учитель" и подпись помощника письмоводителя. Рядом
другой штамп "Литейной 1 Лит. уч.Невск" и дата "28" (мая) (примеч.39). Николай Александрович
пробовал Эрьзю искать, да где там!.. Это столица, а не Алатырь. Но эта встреча
произойдет. Спустя четыре года.
Последующие годы окажутся тяжелыми в жизни Эрьзи и его родных. Война,
революционные события, разруха, голод... Но мысли не покидали С.Эрьзю о родной
стороне. К нему в Петербург приезжает племянник Василий. Он также берет себе
псевдоним как и дядя: "В.Эрьзя" (примеч.40).
Из Алатыря сообщили, что племянники Иван и Петр находятся на передовой. Началась
война с Германией...
Продолжение см.далее...
|