Стихотворение написано в связи с официальным отказом администрации Русского музея в ответ на просьбу о проведении персональной выставки скульптора и о включении произведений С.Д.Эрьзи в постоянную экспозицию ГРМ. Сегодня в залах Русского Музея не выставлено ни одной из хранящихся в запасниках работ Степана Эрьзи, среди которых всемирно известные шедевры: «Автопортрет» (1908), «Шепот» (1920), «Людвиг Ван Бетховен» (1929), «Лев Николаевич Толстой» (1930), «Музыка Грига» (1936), «Голова Медузы» (1938), «Мельпомена» (1939). Состояние данных скульптур вызывает небезосновательные опасения.
Степан Эрьзя
Скиталец вечный: ни угла, ни крыши –
Над головой бескрайний небосвод
Чужой страны. Могучий дар, что свыше
Отпущен был, его к мечте ведёт.
Не сельва, нет, - эрзянские дубравы,
Священных рощ березы и дубы,
В нем пробудили не желанье славы, -
Мятежный дух таинственной судьбы.
Рукоплескали и Милан, и Ницца,
Париж влюблено замирал у ног,
Но Мастеру на месте не сидится,
Твердит одно: «Не я творил, а Бог».*
Тоска по родине влекла в Россию,
Желанье созидать взывало: В путь!
И покоренная резцом стихия
Древесной тверди обнажала суть.
Под синим небом страстной Аргентины
Был создан им библейский Моисей,
С Буонарроти лишь сравнить отныне
Его возможно. Скульптор-чародей!
По силе вдохновенного запястья,
По глубине заложенных идей
Ему нет равных! Вот минуты счастья –
Признание собратьев и друзей!
И снова труд, леса кебрачо в Чако,
Индейской сельвы нестерпимый ад,
А в сердце зреет: «Эрян яла стяко…»**
Душа в Россию просится, назад.
Но возвращенье обернулось крахом,
Забытый всеми, брошенный старик
Сошел в Одессе одиноко с трапа,
Негодованья подавляя крик.
Свои шедевры он за миллионы
Не продал на чужбине: «Деньги – хлам!
России драгоценнейшие тонны
Моих творений я «за так» отдам».
Вернулся не за славой и признаньем –
Там, в Аргентине, было всё сполна!
Великий Эрьзя – вечный россиянин! -
Его звала родной Суры волна.
Им чтились свято родины приметы.
Холмистые приволжские леса
К душе взывали: «Возвращайся! где ты?! –
Твой вечный дом среди родных эрзян».
Но на простор приволжский не пустили,
Закрыли двери наглухо в Москве,
Лишь толпами поклонники ходили,
Чтоб убедиться в редком мастерстве.
Восторженных похвал слова и ныне
Из глубины сердец простых звучат:
«Да, после Эрьзи меркнут все иные!» -
Не впечатляет neo-суррогат.
Скиталец вечный, в старости брюзжишь ты,
Как нищий спишь на ворохе тряпья.
Твой смертный час, белейшей ниткой сшитый,
Шаги убийц… Кто «заказал» тебя???
Вся жизнь твоя исполнена загадок,
И смерть твоя загадочна была.
Но записи Лемпортовских тетрадок
Раскрыли тайну мертвого чела.***
«Детей»**** твоих бессмертны изваянья,
Не только лики - музыку извлёк.
Древесной тверди понял ожиданье,
Свершив к бескрайней вечности рывок.
Я к Вам взываю, от искусства мэтры:
Скульптурам этим место - во дворцах!
И пусть музейные украсят метры
Шедевры Эрьзи - Гения Резца!
* Знаменитая фраза С.Д.Эрьзи: «Это не мое, я это присвоил у Бога!»
** В переводе с эрзянского «Эрян яла стяко…» - «Живу до сих пор напрасно…»
*** Из воспоминаний скульптора Владимира Лемпорта:
«Лысый начальник Главизо Сысоев пришел в мастерскую Эрзи, осмотрел ее и сказал:
"Не наше! Нам такого не нужно!"
Сысоев понял, что один Эрзя может пошатнуть весь стиль социалистического реализма. И однажды Эрзю нашли мертвым в его мастерской. У него был пробит череп, выбит один глаз и сломаны ребра, но официально было заявлено, что Эрзя влез на два стула, ввертывая лампочку, и упал. Инсульт. Свидетелей не было. Прессы тоже.»
**** «Дети» - так С.Д.Эрьзя называл созданные им скульптуры
|