ДЕМИУРГ - мифолого-эпический персонаж, мироустроитель, творец мира, человека, космических, социальных и культурных объектов
В эрзянской мифологии можно различить два типа демиургов. Демиурги
космические и демиурги земные, социальные. Космическими, вселенскими
являются Вере Чипаз-Чампаз, он же Инешкипаз-Творец Света и Мира, а
также Идемевсь-Шайтян, являющийся воплощением тёмных сил Зла.
,
Инешкипаз создаёт Идемевсь-Шайтяна, Анге-патяй, землю, небо, солнце, луну, звёзды,
на берегу великой реки Рав (эрз. Волга), лепит из белой глины, по
образу и подобию своему,человека, жителя созданного им мира -
Эрзю-эриця.. Идемевсь вмешивается в процесс божественного
творения, при его «участии» появляются на земле горы, овраги, родники,
реки, на небе – тучи и ветер, в теле человека – болезни и недостатки.
Идемевсь - демиург с отрицательным знаком. Инешкипаз силой своей мысли
и слова творит мир, человека, мужчину и женщину, божества и
покровителей сред и мест. Пурьгинепаза – Бога Грома, Юртаву –
покровительницу дома, Кардаз-Сярко – покровителя двора, Мастораву –
Богиню земли, Нороваву, Ведяву, Виряву…
,
При создании всего сущего демиург преследует не абстрактные, а вполне
конкретные цели, чем приближает себя к насущным интересам человека. Инешкипаз создаёт человека как владетеля и хранителя всех земных богатств. Дабы род Эрзи-человека множился, Инешкипаз делит его на мужчину и женщину. В помощь человеку создаёт божеств-покровителей. Демиургом социальным в эрзянской мифологии является царь Тюштя.
Избранный Инязором-правителем эрзянского народа, он формирует его в
эрзянское общество, вносит в него элементы государственного устройства.
А именно: вводит законы, формирует и организует органы народного
самоуправления, распределяет между сёлами и людьми поля, леса, луга,
регулирует отношения с соседними народами. Выполняя не только управленческие, но и организационно-созидательные функции, царь Тюштя выступает и как культурный герой.
Культурные функции выполняет также сам Творец-Инешкипаз, создавая в
помощь человеку божеств-покровителей, занимаясь формированием небесной
семьи, санкционируя браки между богами и земными девушками. Идея
творения мира у Чампаза-Инешкипаза изначально подчинена великой
социально-культурной цели: создать на земле разумное общество,
организовать человеческую жизнь на высоком моральном, семейно-бытовом и
общественном уровнях. Образ космического демиурга базируется на
реальных представлениях эрзян о трудовой и социальной деятельности в
эрзянском обществе. В эпосе «Масторава» Инешкипаз обладает способностями сеятеля поля. Он рассеивает песок над морем, который превращается в сушу.
Он как ваятель, как скульптор, лепит из глины человека. Он как
маг-чародей, силой мысли и слова создаёт себе жену Анге-патяй. Как
патриарх, он управляет созданными им божествами - покровителями сред и
мест. Как глава рода, он распределяет бытовые и хозяйственные
обязанности между мужем и женой. Как вселенский родитель, он создаёт в
помощь людям божества земли, урожая, леса, дома, грома и дождя. Как
учитель и покровитель эрзянского народа, Инешкипаз посылает на землю
своего сына Веленьпаза управлять эрзянами, учить их хозяйственным
работам и семейно-бытовой жизни. Образ Инешкипаза, основного
демиурга эрзянского народа, воплотил в себе ответы эрзянского человека
на вопросы, возникавшие в ходе его тысячелетней познавательной и
трудовой деятельности.
Литература: H.Paasonen. Mordwinische
Volksdihtunq. 1 Band. Helsinki,1938; П.И.Мельников. Очерки мордвы.
Саранск, 1981; Тюштя. В. Радаев. Саранск, 1991. Масторава. Саранск,
1994; Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Саранск, 1995; Юрченкова Н.Г.
Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002;
Федосеева Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса:
возникновение и эволюция. Саранск, 2007.