Весе карми истя, кода мерить Тенек минек превтне, оймень псись. Эрикст сеть, кить эсест койсэ эрить Ды кинь седейс ваны маней чись. Числав Журавлев В поисках праязыка. Эрзянский язык и теория Вирта:
...Относительно структуры изначального языка Вирт был сторонником
агглютинативной теории, то есть считал, что слова складываются из
законченных фрагментов – слогов. К слогу, который означает что-то,
присоединяется другой, означающий еще что-то – получается слово. Именно
такая структура и свойственна эрзянскому языку. Рассмотрим
основополагающие древнеэрзянские языковые маркеры:
МА
– из основополагающего ряда слогов эрзянского праязыка, означает –
низ, земля, основа, базис, фундамент, исходная точка: маар (курган),
мастор (место), чачамо мастор (родина). Это символ женского начала.
КИ – путь, движение КА –
НАЧАЛО, это весенний знак, знак возрождения, пробуждения
(карман=начну, сравните Ка́рма (санскр. «причина-следствие, воздаяние»,
от санскр. ка́рман — «дело, действие, труд»), кулят – новости СТ
– древнеэрзянский языковой маркер, означающий "вертикально" стоящий,
основа, на которой что-то держится: ма+СТ+ор, строямс – строить, стямс –
встать, уставамс – начать, затеять, столб, стена, мост. Т- символ мужского начала. Теитя – создатель, трямс – кормить, содержать, тор – меч, туремс – сражаться, тумо – дуб.
Таким образом, каждый звук или сочетание звуков в эрзянском языке
являются не просто средствами коммуникации, но несут в себе древний
сакральный смысл и тем самым связуют все материи: от низменных, бытовых
до самых высоких, в единое целое, сохраняя их божественную суть, их
изначальное естество. Читать полностью: http://www.erzan.ru/news/v-poiskah-prajazyka-erzjanskij-jazyk-i-teorija-virta