День Эрзянского языка - 16 апреля, - одна из
самых почитаемых современными эрзянами дат. Было особенно приятно
убедиться, что для эрзян стало уже хорошей традицией встречаться с
соотечественниками в этот день, чтобы общаться на родном языке,
устраивать эрзянские чтения, обсуждать назревшие проблемы эрзянского
языка и пытаться найти достойные решения этих проблем.
По
всей России своеобразной перекличкой прокатилась волна самых
разноплановых мероприятий, посвященных святая святых эрзянского народа –
языку. Причем настроение этого знаменательного Дня ощущалось задолго до
16 апреля, и приподнятый тон ему был задан патриотичной статьей
заслуженного работника культуры России и Мордовии Татьяны Михайловны
Ковалевой «Тынь кортатадо эрзякс?», в которой автор в очередной раз
подчеркнула все достоинства нашего древнего наикрасивейшего языка.
Статья горячо обсуждалась, в ответ на нее последовало множество самых
искренних откликов эрзян, болеющих душой за судьбу родного эрзянского
языка.
А судьба его вызывает у большинства из нас
небезосновательную тревогу. Все меньше и меньше книг выходит на
эрзянском языке, катастрофически не хватает учебных пособий, словарей,
разговорников эрзянского языка.
Между тем, наблюдается подъем
интереса к эрзянскому языку – самого горячего и неподдельного, у эрзян
есть огромное желание изучать язык своих предков и общаться на нем.
Красота, образность, древнейшие корни нашего языка привлекает к себе не
только обрусевших эрзян, но и представителей других народов.
Однако
к горькому разочарованию и объективному недовольству всех ценителей
эрзянского языка, Мордовия не выполняет своих обязанностей перед
эрзянским народом. Для сохранения и развития языка в республике
практически ничего не делается: длительное время не поддерживается
культура общения на эрзянском языке, не уделяется должного внимания
эрзянским радио- и телепередачам, их эфирное время оставляет желать
только лучшего, в наш век повальной кинематографии отсутствуют фильмы, а
также детские мультфильмы, озвученные на эрзянском языке. Появляющиеся
неологизмы - русизмы внедряются в эрзянский язык совершенно
безосновательно, мордовские филологи не уделяют должного внимания поиску
их эрзянских синонимов, хотя возможности эрзянского языка в этой
области совершенно безграничны. Беспощадно сокращаются учебные часы,
выделенные для изучения эрзянского языка в средних учебных заведениях,
тем самым поощряется духовная лень учащихся.
Презрительное
отношение к эрзянскому языку в Мордовии, уничижительное называние его
диалектом несуществующего мордовского языка, преднамеренное его
замалчивание официальной прессой – это ли не доказательства
кощунственного отношения прозаседавшихся чиновников Саранска, проводящих
лубочную политику мордвинизации и занимающихся бесполезным пусканием
пыли в глаза.
Все эти вопиющие реалии сегодняшнего дня
заставляют эрзян России объединить свои усилия в попытке защитить родной
эрзянский язык и отстоять свои гражданские права, гарантированные нам
Конституцией Российской Федерации. Именно в этом ключе проходили Дни
эрзянской культуры и в Санкт-Петербурге, которые открылись 03 апреля
2010 г. выставкой книг на эрзянском языке в Российской Национальной
Библиотеке «Эрзянь кель книгасо».
Выставка предоставила
возможность эрзянам Санкт-Петербурга ознакомиться с эрзянским книжным
фондом РНБ, который демонстрировал художественные издания и учебники
эрзянского языка, книги различных годов издания: с довоенных лет до
современности. Впервые именно здесь я увидела воочию эрзянский букварь. В
библиотеке богатейшие фонды художественной литературы, только здесь и
можно познакомиться с поэзией эрзянских классиков: от Фёклы Беззубовой
до Числава Журавлева, почитать в тишине читального зала исторические
романы Кузьмы Абрамова, приобщиться к исследованиям в области эрзянского
языка первого эрзянского профессора, лингвиста Анатолия Рябова. В этот
день в стенах Российской Национальной Библиотеки, вероятно, впервые за
много лет звучал живой эрзянский язык, воплощенный в стихах Серафимы
Люлякиной и Числава Журавлева, в песнях, исполненных фольклорным
ансамблем «Таусень» (Музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова,
под руководством Лили Шамовой).
В рамках Дней эрзянского
языка состоялась самобытнейшая выставка работ Тавлинских мастеров резьбы
по дереву общества «Эрьмезь», необычайно светлая и теплая – светом и
теплом материала - липы, из которой изготовлены деревянные скульптуры. И
вновь звучал звонкий, напевный эрзянский язык, теперь уже в
Государственном Этнографическом музее. Зрители, воодушевленные
жизнеутверждающим искусством эрзянских резчиков – Рябова Петра
Владимировича, Бочкина Николая Ивановича, Ширманкина Василия
Григорьевича и их коллег, надолго оставались под впечатлением богатых
традиций древней эрзянской культуры и не спешили расходиться. Радостные,
солнечные работы, полные народной мудрости и душевной чистоты, вызывали
улыбки на лицах людей, уставших от бесконечных повседневных забот и
серой питерской погоды.
Здесь, в стенах Этнографического музея, в
присутствии участников выставки, многочисленных гостей, и просто
случайных посетителей эрзянским журналистом Петрянь Андю был
торжественно зажжен штатол (обрядовая свеча) во имя неиссякаемого
источника эрзянской жизни, во имя основы основ нашего этноса –
эрзянского языка. Под живое исполнение эрзянской песни «Масторава»
пламенем штатола был освящен выставочный зал и все присутствующие стали
очевидцами старинной эрзянской традиции, бережно сохраненной до наших
дней.
Не менее приятным сюрпризом стало и угощение,
специально приготовленное эрзянками Санкт-Петербурга: ароматная,
засушенная на зиму эрзянами из Самарской области земляника и
национальная выпечка «пештть» - орешки, заправленная густым, настоящим
эрзянским медом, были восприняты всеми присутствующими просто «на ура».
Надо отметить, что празднику придали особый эрзянский колорит
национальные рубахи-панар, одетые по этому случаю участниками выставки.
Ярко-красные вышивки на белом фоне рубах смотрелись и празднично, и
торжественно одновременно. Стоит отметить, что эрзянская вышивка по
своей древней традиции и искусности исполнения не имеет себе равных.
Дни
Эрзянского языка в Санкт-Петербурге показали, что Дух нашего народа жив
и на этих суровых северных берегах. Кстати, надо отметить, что такой
редкий гость в здешних краях - солнце, светило необыкновенно ярко всю
неделю, словно радостно приветствуя эрзянский язык и его
немногочисленных носителей.
А вечером 16 апреля зажженная
мною свеча смотрела на смеркающийся за окном город, перекликаясь с
тысячами других огней, горящих в честь несдающегося эрзянского языка.