Замок
исчез. Сейчас все тихо и спокойно, но на горе ничего нет. Я не знаю,
что произошло. И не понимаю, как это произошло. Вот и все.
Роджер Желязны. Бессмертный замок (Очарованная земля)
Таинственная
сущность Ош-Пандо-Нерь отражена в различных источниках: в сухих
отчётах археологических экспедиций, сообщающих об укреплённом городище,
возведённом представителями, так называемой именьковской культуры, в
интригующих свидетельствах ученых, в разное время посещавших южную
оконечность Самарской луки.
Шелехметские
старожилы с удовольствием расскажут вам о древнем городе, когда-то
располагавшемся на вершине Ош-Пандо, об остатках которого сообщает
Энциклопедия «Археология самарского края»: «ОШ-ПАНДО-НЕРЬ
ГОРОДИЩЕ – расположено в 1,25 км к ЗСЗ от с. Шелехметь Волжского
района Самарской области, на Самарской луке. Занимает вершину горы
Ош-Пандо-Нерь, представляющую собой мысообразный отрог южной кромки
Жигулёвского плато. Впервые упоминается К.И. Невоструевым в работе 1881
г. В 1922 г. Обследовалось В.В. Гольмстен, в 1969 г. – И.Б. Васильевым,
в 1973 г. – В.А. Скарбовенко. Собраны материалы именьковской культуры
эпохи раннего средневековья». Шелехметские
мальчишки нередко приносили домой золотые украшения, найденные в
пещерах. На вершине горы, якобы, имелись проходы в сеть подземных
галерей, вырытых защитниками цитадели. Однако в 50-е годы ХХ века,
команда сапёров провела серию взрывов, закрыв доступ к подземным
лабиринтам.
Посвященные сообщают следующее: «Мне
рассказывала бабушка, а бабушке её бабушка, что раньше Волга
подступала к подножью Ош-Пандо. В крепости шла бойкая торговля, купцы
со всего мира привозили сюда товар. От пристани, что располагалась в
Холодном овраге, добро поднимали в гору, где собирались жители
окрестных сёл». Косвенно подтверждают вышеизложенную информацию легенда о причальном кольце: «У горы Ош-Пандо-Нерь находили мы большое кольцо, прикреплённое к скале. Значит, тут вода была, корабли приставали, причал был»
По мнению краеведа К. Ю. Рощевского «культурное
топонимическое пространство, которое считают своим жители села
Шелехметь оконтурено приблизительно следующими урочищами: Вислый камень,
Львова гора, Гришкин овраг, с. Новинки, озеро Шелехметское Островное.
Эта же территория осознается местными жителями как Земля Шелех. Основа
"шелех" часто встречается в топонимах на территориях, где проживают или
проживали прежде финно-угорские народы. Обычно ее происхождение
выводят из звукоподражания означающего шелест, шуршание. Археологи
шелехами именуют шумящие подвески в женском костюме. Это знаковые для
мокши и некоторых других народов украшения, подвески. Их основу
составляли монеты и их символические подделки - жетоны. Все это
позволяет утверждать, что слово "шелех" для мордвы означало когда-то не
просто шум наряда, но и богатство. Сейчас, смысл этого слова вообще
утерян. По крайней мере, для самаролукских мокшан».
То,
что на женской одежде мокшанок и эрзянок называют «шелехами» оставим
на совести археологов, так как из довольно большого перечня
украшений, ни одно название даже близко не созвучно слову «шелех» .
Очевидно, имеет место забытое, но реально значимое для жителей
Шелехмети слово. Какое? Скорее всего, этим словом является эрзянское
слово «селей», в переводе означающее «вяз» . Деревья в религиозной
практике эрзян играли и играют огромную роль, являясь культовыми
центрами в местах молений. Например, в селе Торновое жители до
недавнего времени молились у Девичьева вяза (иногда говорили Троицын
вяз). Жители деревни Бахилово проводили обряды у двух почтенных вязов
Алатезь (Ало тесэ – Здесь низ) и Верьтезь (Вере тесэ – Здесь верх).
Следовательно, наиболее вероятное значение словосочетания «Земля
Шелех» - Селей мастор, земля, где поклоняются вязу. То есть значение
названия села Шелехметь необходимо искать в ином.
Вот,
что странно. Деревня Шелехметь известна с 1639 года, а согласно
официальным сведениям, жизнь на вершине Ош-панда прекратилась в XI веке
и к моменту основания поселения у подножья горы, ни о каком городе
речи быть не могло. Житель Шелехмети первой четверти XVII века мог
видеть примерно тоже, что и современный исследователь: поросшие лесом
валы, возможно чуть менее оплывшие. И, сей факт нужно как-то объяснить.
Тем более, сохранилась информация - к моменту официального образования
деревни, то есть в XVI веке на вершине горы, находилось укреплённое
зимовье. Более того, зимовье это можно рассматривать как место хранения
царской казны! Классик самарского краеведения Е.Гурьянов в книге
«Древние вехи Самары» приводит интригующую информацию, в которой
упоминаются «Шелехмецкие горы»:
«Посланы
государь мы в ногаи замерзли суды наши в розни а зазимовали …мы и
ногайские послы с нами вместе как снеслися с судов в зиму ниже
Самарского города 20 верст в Шилехмитских горах... Князь Григорей
государь велел нам быт в город с твоею государеву казну на себе
перенесли в город, а мы государь и ногайские послы свою рухлядь носим ко
городу, да ногайским же послам князь Григорей дал рухлядь возить
двадцать стрельцов да всех улусов многие татарве из зимовья нейдут в
город а князь Григорей государь послал к татарам в зимовье сына
боярсково да двадцать человек стрельцов да десять человек литвы для
бережения…»
«Тогда
царю, послы писали: на пытке казаки сознались, «что посылали весть на
Волгу, на Увек и на Яик к атаманам и к их товарищам, а велели бытии
всем на Олексеев день человека божия или на Благовещев день. А не будут
на те сроки ино как вода располица. Да воеводу и всех людей побитии и
жечь и пришед в Шелехмецкие горы и нас побить и казна твоя государева
взять».
В
1900 году археолог В.Н. Поливанов в сборнике «Археологическая карта
Симбирской губернии» оставил чрезвычайно интересные сведения об
Ош-Пандо-Нерь.
«Также
находили оружие и части вещей, составляющих наездническiе доспехи -
ружья, пистолеты, железныя стрелы, кинжалы, стремена, арчаки в медной
оправе. Кроме того, находили монеты медныя и серебряныя. В овраге
попадаются остатки доменных печей и кузнечных горнов с множеством
шлака; также черепки от горшков и кости человеческiя и конскiя в
могилах. В одной из ям, вырытых кладоискателями по склону горы и на
верху ея, добыто ружье большого калибра».
Согласно
наблюдениям одного из исследователей Ош-Панда, Невоструева К.И., жизнь
на вершине горы замерла не в столь отдалённые времена и точно не
связна с приходом на Самарскую луку хазар.
«Предание
о строителях крепости и прежних ея обитателях различно. Одни говорят,
что крепость устроена Татарами в давния времена; другие утверждают, что
Ермак стоял в этой крепости и подтверждают это в 15 верстах от
Шелехмети находящеюся деревнею Ермаковкою и в 10 от нея Кольцовкой, так
названными по имени Ермака и его товарища. Что касается до нас: то по
сообщенным от него известиям мы полагаем, что это городище было
древнее, Татарское, но впоследствии занято было Русскими казаками,
охранявшими край или разбойничавшими, и состояло под каким нибудь
заводом или кузницами. Потому вместе с огромными камнями и с древними
вещами Татарскаго употребления здесь встречаются и ружья и признаки
доменных печей и кузнечнаго производства».
Из
отрывочных летописных свидетельств, записей, оставленных первыми
исследователями, легенд местных жителей мы знаем, где-то в Шелехметских
горах зимовали купеческие, посольские караваны, хранилась государева
казна. Идеально, на роль «зимовья» подходит укрепление на
Ош-Пандо-Нерь, вероятно, еще в XVI веке действовавшего по прямому
назначению – охрана, защита торгового Волжского пути, крупная
международная ярмарка. Легенда о якобы стоявшем лагерем в крепости на
Ош-Пандо-Нерь казаке Ермаке, результат более поздней трансформации
рассказов, о реальных событиях, происходивших в те далекие времена. Ибо
Ермак - Ярмак по-эрзянски переводится просто, «деньги». Вновь мы имеем
дело с превращением при устной передаче эрзянского словосочетания в
«древнюю легенду». «Казак Ермак» это «казнань ярмакт», что означает ни
много ни мало – «государевы деньги». Немало
загадок несет в себе название деревни Шелехметь. Относительно того
как, кем и почему Шелехметь, названа Шелехметью пишут разное. То, что
«земля Шелех» к названию села не имеет никакого отношения, мы
рассматривали выше. Официальный перевод топонима звучит так.
«ШЕЛЕХМЕТЬ.
Село в юго-восточной части Самарской луки. Первые упоминания в
исторических документах относятся к 1639-1640 годам. В источниках
значится как деревня Шелехметская и как село Шелехметкино. Названо по
расположенным рядом горам. Последний вариант, включающий притяжательный
суффикс – ин указывает на связь названия с личным (тюрским) именем».
Трудно
представить, что южная гряда Жигулевских гор названа в честь некоего
тюрка Шелехметки, какими бы выдающимися способностями он не обладал.
Следовательно, реальное значение слова «Шелехметь» должно описывать
определенную физическую реальность, данность, свойственную именно этому,
конкретному месту. Укрепление на речном мысе было настолько значимым
для окружающих, что в последствии, название крепости дало имя целой
горной системе.
Чинь лей кеме - дословно переводится как «Солнечной реки твердыня» или «твердыня на солнечной реке»,
со временем трансформировалось в Шилехметь. Причём русские летописцы
называли эрзянские укреплённые городища именно в форме «тверди» -
«кемечи».
Теперь
пора внести ясность в то, как реально назвается гора, на которой в
стародавние времена располагалась «Солнечная твердыня». Ош-Пандо-Нерь,
как правило, переводят просто: город – гора – мыс или город горного
мыса. Только есть один нюанс. Нерь в эрзянском языке означает не
просто мыс, а речной мыс. Следовательно, точный перевод топонима
следующий: город, на горе, одна сторона которой спускается к реке. Как
тут не вспомнить легенды о причальном кольце, о пристани у подножья
крепости?
Кстати, северный склон Ош-Пандо именуется - «косая гора».
Никакой фантазии не хватит представить гору косой. Просто мы имеем
дело с забытым словосочетанием коса кара, место, где долбят, копают,
добывают. В урочище Косая гора добывали камень для строительства
крепости или для иных целей.
Твердыня
исчезла. На горе ничего нет – все тихо и спокойно. Мы не знаем что
произошло: кем и когда уничтожена крепость на речном мысе. Да, пожалуй,
сейчас это и не важно. Год за годом, столетие за столетием Великий Бог
Времени – Инешкипаз стерает следы пребывания на Ош-Пандо подданых
солнечной Богини, которая дневным и ночным дозором облетает свои
владения.
Автор: Олег Ракшин
Источники:
1. Богачев А.В. «Археология самарского края. Энциклопедический словарь» 2. Поливанов В.Н. «Археологическая карта Симбирской губернии», 1900 год 3. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. «Самарская топонимика» 4. «Народная проза Самарской Луки». Сборник Ю. Рощевского, 2002 5. "Эрзянско-русский словарь". Саранск. 1993 6. Любославова Л.Н. , «Красоту измеряют шагами» 7. Невоструев К.И. «О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств»; Москва. 1871
http://www.erzan.ru/news/shelehmet-%E2%80%93-tverdynja-na-solnechnoj-reke |