ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » 2011 » Апрель » 24 » ЭРЗЯНСКИЙ ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРЬ - ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ ИЕНЬ КОВКЕРЬКС
ЭРЗЯНСКИЙ ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРЬ - ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ ИЕНЬ КОВКЕРЬКС
10:40
Полночных Солнц к себе нас манят светы... 
В колодцах труб пытливый тонет взгляд. 
Алмазный бег вселенные стремят:
Системы звезд, туманности, планеты,

От Альфы Пса до Веги и от Беты 
Медведицы до трепетных Плеяд — 
Они простор небесный бороздят, 
Творя во тьме свершенья и обеты.

О, пыль миров! О, рой священных пчел! 
Я исследил, измерил, взвесил, счел, 
Дал имена, составил карты, сметы...

Но ужас звезд от знанья не потух.
Мы помним все: наш древний, темный дух,
Ах, не крещен в глубоких водах Леты!
Максимилиан Волошин
 
 Я испытываю гордость, узнавая культуру своих предков, обретаю свои «корни», которые  прочно связывают с землей и питают весь организм необходимыми знаниями.
Только так можно двигаться вперед и развиваться - с опорой на надежную основу, которую формировали предки.
 Сергу Терюшань «Тешксы эрзян»
                                                             
Одной из таких надежных основ, без которых невозможно представить нашу жизнь, является календарь, на эрзянском языке звучащий как «ковкерькс», что означает в дословном переводе «связка нанизанных месяцев (лун)».
Необходимость в арифметической цифровой системе и календаре возникла с развитием сельского хозяйства. Счет был необходим для учета поголовья скота, измерений площадей, массы, объемов урожая. Календарь был востребован в связи с необходимостью фиксации времени посадки и сбора урожая, а так же проведения мероприятий по уходу за растениями. Кроме того, предки давно замечали, что рождение детенышей у животных  происходят через определенное время, которое можно было прогнозировать, имея временной отсчет.
 Наиболее постоянным и повторяющимся в природе  явлением является смена дня и ночи. Именно интервал от восхода до захода солнца, называется днем, день и солнце зародили счет. В эрзянском языке солнце и день называются одним словом «ЧИ», а восход солнца «ЧИСЬ ЛИСЬ», при складывании и подсчете  дней получается «ЧИСЬ ЛИСЬНИКШНЫ», так рождались слова «ЧИСЛО» и «ЧИСЛИННИК».
Эрзяне, подобно другим народам, отсчет времени ведут годами. На эрзянском языке год звучит как «ИЕ» - это сакральное слово, состоящее только из гласных звуков, абсолютно соответствующее сути пракалендаря, и означает оно – ВЕЧНОСТЬ, ВСЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Луна и месяц обозначаются словом «КОВ», сравните со звучанием другого эрзянского слова «КОЙ» = «ЗАКОН» - не правда ли, они очень близки по своему звучанию. Ранее мы говорили, что древнеэрзянский маркер «КА» означает начало,  а в основе любого начала (начинания) должна быть незыблемая основа – закон. КОВ (месяц) – это именно тот базис, закон, на котором зиждется  ВСЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ - ВЕЧНОСТЬ – ГОД – ИЕ. При летоисчислении наши эрзянские предки-арии придерживались лунного календаря и солнечной эклиптики-солнцеворота: осеннее и весеннее равноденствие, зимний и летний период солнцестояния - вот основные моменты в понимании календаря. Месяц делится, как и фазы луны, на недели – «тарго», каждый «ков»-месяц состоит из четырех недель.

В статье «В поисках праязыка. Эрзянский язык и теория Вирта» мы рассказывали о теории Германа Вирта, которая строится на утверждении, что Арктида была колыбелью человечества. Именно здесь жили когда-то легендарные гиперборейцы, именно здесь, по глубочайшему убеждению Вирта, зарождалась человеческая жизнь. В этой связи заострим наше внимание на природных особенностях Северного полюса. Мы знаем, что в условиях крайнего севера день длится не сутки, а полгода, это, так называемый, полярный день, и полгода длится ночь – соответственно полярная ночь. Такое понятие, как "солнце полуночи", которое является важным элементом в некоторых сакральных теориях, в Арктиде имеет свой изначально-естественный природно-магический смысл. Это - солнце, которое светит в полночь на Северном полюсе в дни летнего солнцестояния. Солнце и полночь сосуществуют одномоментно. Память об этом солнце полуночи, память об изначальном пребывании наших предков сохранялась и передавалась в виде легенд и преданий из поколения в поколение. Прекрасно об этом упомянул Максимилиан Волошин в своем великолепном венке сонетов «CORONA ASTRALIS», строки которого недаром начинают нашу статью об эрзянском календаре:
 

Нам ведом день немеркнущих ночей, — 
               Полночных Солнц к себе нас манят светы.

В одном неправ Волошин: наш Дух крещен изначально – в тот самый священный момент зарождения, освящен скрещением двух великих начал – созидательного  мужского и плодотворного женского, в Природе все строится именно на этом принципе, это основа основ, базис, та РА+МА, на которой все держится, тот самый крест, который лежит и в основе календаря и определяет наши координаты во времени и пространстве, четко указуя направления Севера и Юга, Востока и Запада, соответственно лета и зимы, весны и осени. И пусть вас не удивляет, что на эрзянском календаре, как и на пракалендаре Германа Вирта, север соотносится с летом, а юг с зимой. Все объяснимо и логически выверено.
Существует фундаментальное отличие между суточным циклом и годовым. Мы, простые смертные, живущие южнее полярных широт (22-го градуса северной широты), представляем себе год дробленным на сутки. Человек полярного происхождения видел год иначе. День богов был равен году людей. Люди и Боги были равновелики. Замечательно об этом сказал в своей лекции «Герман Вирт, священный праязык человечества. В поисках Святого Грааля смыслов» А.Дугин: «Природа была ликом Божества, Божество было внутренним измерением природы. Существовало своего рода "полярно-райское мировоззрение", где в центре и на периферии был дух». Таким образом, наши древние эрзянские предки – арии, были прекрасно осведомлены, что астрономически зимой Солнце находится в кульминации (зените) над Южным тропиком, а летом - над Северным тропиком, иначе они себе и не мыслили. Ярким подтверждением этого является наш эрзянский календарь – ковкерькс.
Если мы попытаемся наложить наш календарный цикл на модель Пракалендаря, предложенную Германом Виртом, и соответствующую годовому полярному циклу, то убедимся воочию, что они превосходно совмещаются, замечательно дополняя друг друга и расшифровывая глубокий философский смысл.
Эрзянский год – ИЕ, традиционно состоит из четырех времен года: весна, лето, осень, зима.  В каждом времени года три месяца, всего же в году 12 месяцев.  Расположим месяцы в соответствие с полярным циклом пракалендаря, то есть таким образом, чтобы внизу – на южном полушарии, оказались осенне-зимние месяцы, а вверху – на северном полушарии, весенне-летние месяцы:
 
сундерьков (ноябрь) –  юг  
ацамков (декабрь)  
якшамков (январь)  
даволков (февраль)   - восток  
эйзюрков(март)  
чадыков (апрель)  
панжиков (Май)     - север  
аштемков (июнь)   
медьков (июль)  
умарьков (август)    - запад  
таштамков (сентябрь)  
ожоков (октябрь)

 

 

 
 
Начало отсчета года в эрзянском календаре приходилось не на холодное время, а на март - весну. ОД ИЕ (Новый Год) начинался в день весеннего равноденствия. В древности люди годовой цикл отождествляли со своим жизненным путем. Человек начинает свой жизненный путь с рождения, весенней порой начинает вокруг всё просыпаться, возрождаться, расти, это подобно детству человека, его отроческим годам.  Лето красное, все дела бурлят – кипят, это время подобно молодости человека. Осень – зрелая пора, время мудрости, подобно человеку, который в жизни построил дом, нажил добро, достиг благополучия, вырастил и выучил детей. Зима подобна человеку с седой головой, который собирается отдыхать. Эрзяне всегда молятся на восход солнца, и жилища ориентированы на восход, там весна новые замыслы-дела начинает. Хранителями времени, календаря являлись жрецы, они четко определяли по звездам, солнцу, и фазам луны годовой календарь.
Весеннее равноденствие наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, а осеннее наступает 22 или 23 сентября, когда оно переходит из северного в южное. 
И, действительно, если мы обратимся к модели эрзянского календаря, то убедимся, что первый месяц начинающегося года ЭЙЗЮРКОВ (март) самым первым целиком оказывается в северном полушарии. Фонетически название месяца опять-таки подтверждает теорию Вирта – начальное задорное сочетание гласного звука Э и мягкого согласного Й (который, по определению Гриневича Г.С. «Славянская семантика лингвистических элементов генетического кода»:  как и гласный И,   «одно из космических начал - наиглавнейшее Скорость»), задает тон активному пробуждению годового цикла. Этот месяц на круголете человеческой жизни соответствует времени беззаботного детства – весенние месяцы, солнце день ото дня греет всё сильнее, дни начинают прибывать, зимние сумерки таять. В полдень с крыш начинает талая вода стекать – капель, к вечеру она замерзает и превращается в сосульки («эйзюр» - сосулька), именно поэтому этот месяц и  называется «эйзюрков» (март). В эти дни отмечают праздники, во время которых созывают птиц-жаворонков, прогоняют зимние холода  и зима заканчивается катанием на лошадях, запряженных в сани. Закончилось темное время года, просыпается природа, начинается новый цикл в жизни. Ритуалы и обряды начинаются за  2 недели до Од иень (Нового года), который эрзяне еще называют Норовжорчень чи  - день жаворонка, встреча весны.
Зимнее время истекло, на пригорках снег начинает таять, в полях посевы торопятся всходить. Талая вода наполнит реки, по названию воды, стекающей по оврагам, – чадыведь, этот месяц называется талым месяцем – чадыков (апрель). В этом месяце раскрывает свои цветы верба, начинают дуть ветра. Пришло время отметить Эрбань Чи (Вербный День – 11 апреля), Моление Ветру. В апреле же празднуют и Од толонь чи – День нового огня.  На улице мерзлая земля постепенно оттаивает, начинают оживать первые цветы, соцветия мать-и-мачехи, как солнышки, согревают  людей, пришло время просыпаться природе. Однако  вечерами по-прежнему случаются заморозки, поэтому следует Деда Мороза благодарить, чтобы он не убил своими холодами озимые, деревья. Пришло время искать следующую фазу весны. Кричать, звать. Из дома выводят животных на улицу после зимы: отмечают Скалонь ливтема чи – День вывода скота, дарят вышивки покровительнице двора, покровительнице овина. Когда все холода останутся позади, и вся земля покроется новой порослью, следует помянуть имена предков.
Подходит время прихода на землю Великого Дня – Инечи, пора отправлять встречать его молодых людей. Инечи приходит издалека, и открывает богатства покровительницы земли. На глазах растут и раскрываются почки, всякое дерево принаряжается. Стебли трав тянутся к солнечным лучам, Земля расцветает. Поэтому имя месяца, следующего за апрелем - панжиков (май), что означает раскрывающийся, распускающийся, расцветающий. Месяц ПАНЖИКОВ строго соответствует высшей точке календаря – северу. Накануне Инечи, я думаю, будет полезно вдуматься, что же это за такой день, сопоставить наш эрзянский Инечи с христианскойой Пасхой, понять изначальную суть древнего эрзянского праздника ИНЕЧИ = ПАЗКА = ПАСХА, тот смысл, который вкладывали наши древние предки в этот ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ =ИНЕЧИ.
Если мы обратимся к словарям, то найдем такое толкование праздника Пасхи:
«Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. פסח‎ песах — «прохождение мимо»); в христианстве также Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ) — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю (переходящий праздник)».
Вас ничего не смущает в данном толковании? Невозможно не задуматься над тем, почему христиане празднуют ВОСКРЕШЕНИЕ ХРИСТОВА, называя этот день его древним именем ПАСХА. Невольно начинаешь сомневаться в предлагаемой словарями этимологии названия этого дня,  и задаешься вопросом, каково же истинное значение этого слова, что скрывают в себе эти звуки, почему название древнего праздника живет и по сей день, и какова первопричина того, что христиане всего мира празднуют этот Великий День – ИНЕЧИ.

В переводе с эрзянского праязыка ПАСХА может означать следующее: 
ПАЗ+КА = БОГ + НАЧАЛО
 

ПАЗ+КИ = БОГ + ПУТЬ

  

По мнению главной эрзянской жрицы-Озксавы - Маризь Кемаль, Инечи - это День Сотворения Земли, символ Земли, этот день связан с Богом-Творцом Инешкипазом цитирую дословно: "Инечись сюлмазь Инешкипазонть (Чипазонть) — Модамасторонть теицянзо марто. Инечись — Модамасторонь Чачома Чи (День Сотворения Земли), сонзэ тешкстамс артыть-мазылгавтыть алт — Модамасторонь символ."   

http://erziana.my1.ru/publ/mariz_kemal_meze_te_inechis/1-1-0-236
В нашем понимании все значительно проще, но одновременно глубже, и напрямую связано с ЗАРОЖДЕНИЕМ ЖИЗНИ.
Земля – это ЛОНО ЗАРОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ, то, что на эрзянском языке называется ЭЛЕ – ЛОНО ЗЕМЛИ, недаром мы ее называем МАТЬ-ЗЕМЛЯ. Солнцу принадлежит мужское начало. Согласно современным научным представлениям, планеты  Солнечной системы, сформировались 4,54 млрд лет назад из протопланетарного диска пыли и газа, оставшегося после формирования Солнца. Именно солнечная энергия – это мощное созидательное начало, явилось ВЕЛИКИМ СЕЯТЕЛЕМ, ТЕЯТЕЛЕМ = ДЕЯТЕЛЕМ, ТВОРЦОМ.
ИНЕЧИ – это день ПАЗКИ, момент зарождения жизни, священный миг совокупления=скрещения мужского и женского начал.
И этот момент, как правило, приходящийся на конец тающего апреля (ЧАДЫКОВ) - начало расцветающего мая (ПАНЖИКОВ), графически соответствует высшей точке Пракалендаря – Северу, именно здесь и зародилась жизнь, именно здесь началась ЭРА Земной Жизни. Поэтому и называют эрзяне этот день ВЕЛИКИМ – ИНЕ ЧИ, именно этот изначальный смысл и несет в себе древний праздник ПАЗКА – ЗАРОЖДЕНИЕ, божественное начало – совокупление мужского и женского начал.
Именно в это время зарождаются миллиарды рыбьих жизней, лягушки напевают свои брачные мелодии, птицы откладывают яйца в заботливо свитые гнезда. Панжиков, раскрывающийся май,  -  основной месяц икромета, время нежных березовых сережек и первых клейких листочков, месяц любовных песен соловья и иволги, время цветения черемухи и ландышей, купальниц и сирени, время, когда вся Природа дышит Любовью.
В мае проходят Родительские моления – Атянь-Авань пуре озкс, и предпосевные моления - видемадо икеле озкс. Праздники идут две недели, эрзяне восхваляют и благодарят Великий День - Инечи.  Начинают копать – сажать, к концу мая-месяца все посевные работы заканчиваются и проводится послепосевное моление - видемадо-мейле озкс, разводят новый огонь – Од толонь чи.
Когда птицы, рыбы дикие и домашние животные начинают размножаться, их не следует беспокоить, нельзя охотиться на живность и ловить рыбу, ведь если поймаешь и убьешь, оставишь их потомство без присмотра, а оно без родителей погибнет. Навредишь природе, зло к тебе вернется, пенять не на кого будет. В поле в это время работы также не много, а, значит, пришло время домашних дел, посиделок: вышивать-шить, прясть пряжу, детей этим ремеслам обучать, с эрзянскими обычаями знакомить, поэтому и имя этому месяцу дали «пребывающий, находящийся» –  аштемков (июнь). В конце этого месяца начинается летнее солнцестояние, ночи совсем укорачиваются. Пришло время проводить Праздник Села, молением призвать Лето, помянуть имена предков. 21 июня самый длинный день  день летнего солнцестояния - Кизень вастома чи (День встречи Лета).

Покровительница земли, Масторава, начинает преподносить людям всяческие сладости: плоды, ягоды, красно-черно-плодные угощения. Покровительница леса, Вирява, будет  заманивать людей грибами, пчелы принесут в ульи мед, воск. Не передать, каким сладким ароматом благоухают липовые цветы. Это время эрзяне называют сладким, пришло время  качать мед, поэтому имя этому месяцу «медовый» – медьков (июль). В этот месяц отмечают следующие праздники: первое воскресенье июля (васенце медьковонь таргочи) – Валнома Чи (День Полива); Ведень Чи (день поклонения воде), березовое моление, бабань каша и другие.
Следом наступает время созревания яблок, сочные ароматные плоды зовут людей испробовать их. Эрзяне этот месяц называют «яблочным» - умарьков (август), именно в этом месяце они проводят яблочное моление.
В конце августа начинают жать рожь, по окончанию проводят лишмень озкс – моление о лошадях.  Люди приноравливаются к новому сезону, готовятся собирать урожай в саду, в огороде, в поле, и подготавливают кладовые, места хранения. Жизнь народа напрямую связана с продовольственными запасами, будет день - будет и пища. В начинающем осень месяце активно запасались впрок продовольствием,  собирали урожай столовой свёклы, картошки, лука, моркови, репы, убирали ботву. 14 числа этого месяца проводили, Паксяавань Чи – Поклонение Богине Полей, Норовавань Чи – моление Богине Урожая.   Этот месяц, как вы, вероятно, догадались, называется месяцем запасов -таштамков (сентябрь).

Начинаются дожди, дни становятся все короче, сначала нашу землю посещают только заморозки, но изредка и снежок немного припорашивает землю. Деревья и кустарники наряжаются в разноцветные одежды, все они окрашиваются в ярко желто-красные цвета, поэтому и название этот месяц получил соответствующее – «жёлтый месяц», ожоков (октябрь).

В самой нижней точке календаря, соответствующей югу, оказывается наиболее поздний и темный осенний месяц – СУНДЕРЬКОВ (ноябрь), месяц максимального убывания года, фонетическим звучанием которого подтверждается период угасания. Дни заметно убывают, дуют холодные ветры, облака становятся тяжелыми, словно свинцовые, через них не пробиться солнечным лучам на землю, на землю опускаются сумерки, поэтому и этот месяц наши предки назвали сумеречным месяцем или месяцем сумерков – сундерьков (ноябрь).
Потихоньку приходит зима с Дедом Морозом, покрывает землю белым пушистым снегом, чтобы не замерзли всходы и деревья. Этот месяц эрзяне называют «покровом» – ацамков (декабрь).  Дни совсем исчезли, продолжительность их сильно сократилась. С 21 числа световой день вновь начинает расти, эрзяне начинают проводить различные мероприятия, отмечает праздник растущего дня, проводят  моления,  пекут блины, катаются на санках, лыжах. В декабре эрзяне отмечают праздники:
19 Ацамков – Тувоньсяй (свиной день)
21 Ацамков - Масторавань чи (день Матери-Земли)
25 Ацамков – Чинь Раштамо (день рождения солнца)
Хотя день и поворачивается к лету,  мороз свирепствует ещё сильней, приходит самый холодный морозный месяц –якшамков (январь).  Эрзяне не сдаются, отмечают много праздников и проводят моления с целью прогнать холода:Тувоньсяй, Калядат - калядки.

Но вот ветра начинают менять свои направления, дуть в разные стороны, образуются снежные заносы, дороги  заметает, этот месяц получил имя «вихревого, ураганного», месяца ветров - даволков (февраль), также называют его еще «кичкере кинь шка», что в переводе с эрзянского языка означает дословно «время кривого пути». Мороз напоследок показывает зубы, но недолго осталось ему озоровать: через 2-3 недели солнце его победит.

 


 
Вот такие имена имеют месяцы эрзянского ковкерькса. На наш взгляд, эти названия более образно отражают годовой календарь, наглядно отображают эрзянские народные традиции, возвращают календарю его изначальную суть, его древнее предназначение – направляющего и определяющего компаса. Если бы также  точно называли своими именами годы,  мы бы иначе видели историю своего народа, мы бы её знали, а не гадали о ней на кофейной гуще политических игр и амбиций.
 

В основу данной статьи лег перевод очерка Виктора Ивановича Кириллова (Пургазонь Викая) «ЭРЗЯНЬ РАСЬКЕНТЬ ИЕНЬ КОВКЕРЬКС-ЭРЗЯНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ»: http://www.erzan.ru/news/erzjanskij-kalendar

 

Вирява (Ротанова Т.), 23.04.2011


Просмотров: 2402 | Добавил: tati | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 Ramesh  
0
At last, soeonme who comes to the heart of it all

Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
ОД СЁРМАДКСТ
[19.01.2010][Стихи]
Александр Арапов. С... (1)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Регина БУДАРИНА. Пут... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Художники в СССР. Из... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
ВЕШНЕК
КОВКЕРЬКС
«  Апрель 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
СЕРМАДКСТ ПАРГО
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz