Пургаз – герой тюркского разлива в короне арабского мира Восторженная
статья Эрзяйкина И.Ф., опубликованная в очередном номере независимой
мордовской газеты, в очередной раз подтверждает мокшо-мордовские корни
Пургаза, осталось только внести одно небольшое уточнение в название
статьи: «Пургаз—достояние тюркских народов Республики». Именно об этом призваны говорить перечисленные автором факты:
• военные походы войска Пургаза на северо-восточные земли Руси – «по
тем временам большого европейского государства». Действительно,
территориально это современные Нижегородские земли, исконно населяемые
эрзянами, впрочем, как и Владимиро-Суздальские земли (что убедительно
подтверждается их топонимикой), это и есть Эрзянь Мастор – РАСЬ (РУСЬ).
• увековечивание имени Пургаза в названии населенного пункта «Пургас»,
что находится в 18 км. от села Теньгушева, расположенного на
северо-западе современной Мордовии, районе, который в результате
мордовского нашествия был отвоеван у эрзян, о чем свидетельствует
изначально эрзянское название этого древнего поселения: свое название
деревня получила по месту расположения на Гуменной поляне — от эрзянских
слов «тинге» (гумно) и «кужо» (поляна). Эрзянская Русь, завоеванная
Пургазом, стала называться Пургасовой Русью, именно тогда и началось
переселение мокшан в северные районы под защиту мордовского князя
Пургаза.
• «среди восточно-европейских правителей, приезжавших к Батыю за
ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается». И это логично, так
как Пургаз не принадлежал к восточно-европейским правителям. Он был,
по утверждению автора статьи, всего лишь «предводителем не очень
многочисленного народа», а посему никак не мог быть эрзянским князем,
так как Эрзянь Мастор (РАСЬ) – это мощное восточно-европейское
государство, населенное многочисленным эрзянским народом - РАСЬКЕ.
• В газете «Эрзянь Мастор» (№ 24 2009 г.) напечатана статья Николая
Аношкина, директора Музея Эрзянской культуры, под названием
«Неизвестная битва». В ней рассказывается о первой битве с монголами,
которая принесла Пургазу «невиданную славу и корону арабского мира».
«Это в русской истории не значится». Естественно не значится, так как
Пургас – герой именно арабского (тюркского) мира, но никак не
русско-эрзянского. Но есть в статье Эрзяйкина И.Ф. такие
моменты, с которыми никак не могу согласиться, которые вызывают у меня
недоумение в связи с отсутствием подтверждающих фактов и реалий.
Так, автор пишет, что имя Пургаза увековечено в народной памяти, при
этом акцентирует внимание читателей на эрзянском эпосе «Масторава», а
именно его третьей части «Век Тюштяна. Это откровенная ложь: в
эрзянском эпосе о Пургазе нет ни слова, ни полслова, и не может быть,
так как, все уже поняли, что Пургаз, если и имеет к эрзянам отношение,
то лишь в качестве нападающей стороны, то есть врага. Третья часть эпоса
«Масторава» посвящена исключительно эрзянскому царю Тюште – от его
становления до момента смерти. В рассматриваемом нами ракурсе наиболее
интересна для нас четвертая часть «Масторавы» – «Век ворогов», в
которой, по словам автора литературного варианта «Масторавы» –
А.М.Шаронова, «освещается эрзянская история периода монголо-татарских
завоеваний». Так вот, в этой актуальнейшей для нас четвертой части нет
также ни единого упоминания о Пургазе. Эрзянский героический эпос
«Масторава» молчит о тюркском Пургазе, что еще раз подтверждает: Пургаз
– герой именно тюркского разлива. Безмерно удивляет, что все свои
выводы досточтимый автор Эрзяйкин И.Ф. делает, опираясь на
художественную и научно-популярную литературу, далекую по своему уровню
от реального исторического научного подхода. Главные доводы Эрзяйкина
И.Ф. – это: • справка Бикейкина Е.Н., к.ф.н., зав. отделом
истории ГУНИИГН при Правительстве РМ. Кстати, сокращение «к.ф.н»
означает кандидат философских наук, то есть к истории он имеет весьма
специфическое отношение. • научно-популярная книга В.Абрамова «По
следу времени» (Саранск, 1991 г.), которая представляет собой свободное
изложение биографий выдающихся деятелей мордовского происхождения.
Однако мы понимаем, что биографию Пургаза история умалчивает, то есть
просто-напросто она не сохранилась, и В.Абрамов мог только излагать свои
домыслы-фантазии, двигаясь по пути, так успешно проложенному его
знаменитым отцом – известным мордовским прозаиком Кузьмой Абрамовым.
Согласитесь, ни о какой научности здесь речи идти не может. Это всего
лишь художественные вымыслы, и даже самые гениальные из них никогда не
превратятся в историческую правду. • Предположения по типу «Не
исключено, что Войско под командованием Пургаза принимало участие в
грандиозном Золотарёвском сражении в 30 км. от Пензы» останутся всего
лишь предположениями-фантазиями, так как у них нет реальной
доказательной базы. • О памятных монетах с изображением Пургаза,
которых никто в глаза не видел, даже и говорить не хочется, но Эрзяйкин
И.Ф. не забыл вспомнить и эту чудесную мордовскую легенду: «Такая
монета хранится у историка Галкина А.Д. из г.Орска Оренбургской обл.»
Так и хочется в ответ на эту фразу воскликнуть: «Где эта улица, где
этот дом?..» Заключительные слова «В 2012 году Республика
готовится отметить 1000-летие единения эрзянского и мокшанского народов с
народами России. Из древней истории мы знаем, что первым известным
руководителем, кто стоял у истоков единения, являлся знаменитый Пургаз»,
несомненно, являются апофеозом статьи «Пургаз—достояние тюркских
народов Республики». Если бы не одно но… со страниц лаврентьевской
летописи Пургаз предстает перед нами как предводитель воинственных
мордовско-тюркских племен, нападавших на русские (читай – эрзянские, так
как русские и есть эрзянские, РАСЬ = РУСЬ) земли и воевавших с Эрзянь
Мастор. Единство современного, так называемого,
"мордовского" народа также не может не вызывать удивления и недоумения.
Меня этот вопрос давно волновал, и вот к каким выводам я пришел при
более тщательном изучении его. «Единый народ» Мордовии проживает в
республике на зримо различных территориях. С севера на юг через
Саранск идет полоса, заселенная русскими и татарами. На востоке живут
эрзяне вперемешку с русскими и татарами. Мокшане вперемешку с русскими и
татарами проживают на западе республики. Соседями мокшанские и
эрзянские села можно встретить лишь в Поволжье, куда мокшан начали
переселять в XVI-XVIII веках. До этого момента эрзянские села не
соседствовали с мокшанскими.
Каковы же причины такого откровенно раздельного проживания «единого»
народа Мордовии? Данный вопрос официальная Меркушкинская историко -
политическая наука обходит стороной, а ученых из центра устраивает
выдуманная «единая мордва», и в результате ситуация с двумя совершенно
разными народами остаётся сокрытой от общества. Видимо в этом есть
смысл, только вот каков? В ходе изучения далекого прошлого
выясняются исторические и археологические материалы, фиксируются
эрзянские следы на востоке современной Мордовии, где и теперь проживает
эрзя-народ. Именно так было вплоть до VII века, а затем эрзяне, якобы,
исчезли с этих мест и 5 веков жили там только тюрки. В XII веке эрзяне
вновь возвращаются, перемещаясь с севера на юг. Наибольшее продвижение
эрзян с Нижегородчины на восток наблюдается в XIV веке, что
подтверждает та же самая археология. Мокшане же, якобы,
оставались на своих прежних местах с древних времен. Историками
параллельно выдвигается теория, что они подвергались массированному
тюркскому влиянию на всей территории своего мокшанского проживания.
На самом же деле мокшане сами изначально являются народом тюркского
происхождения, а это говорит об отсутствии исторической и генетической
связи с эрзянами до татаро-мордовского вторжения. Мокшане и
эрзянь-раське - это два совершенно разных народа, проживающих на
территории одной республики и одного государства. Эрзянь - Раське
(эрзянский народ) на самом деле является исторически единым с Русским
народом. Доказательством единства Раське и Русских является:
антропология, язык и генетика. P.S. Прочитав данный текст, постарайтесь его хорошенько осмыслить, прежде чем высказать свое мнение. Овтонь Тумо, Эрзянь Мастор, 12.02.2011 г.
«Ты – татарин, я – мордвин, дом у нас с тобой один!»
|