ИЗ СТАТЬИ А.М.ШАРОНОВА "НАРОД ЭРЗЯ И РУСЬ":
Пургасова Русь – княжество первой половины XIII века, возглавляемое
эрзянским князем Пургасом. Просуществовало до нашествия татаро-монголов.
Занимало обширные территории по среднему и нижнему течению Оки, по
средней Волге, Суре, Мокше, Цне. Вело активные военные и экономические
отношения с Муромо-Рязанским и Владимиро-Суздальским княжествами,
успешно противостояло их экспансии. Под 1228 г. русский летописец пишет
об объединенном походе против Пургаса нескольких Владимиро-Суздальских
князей во главе с великим князем Юрием: «Тоя же зимы генваря в 14,
князь великий Юрьи, и Ярослав, и Констянтиновичи Василко и Всеволод
идоша на Мордву, и Муромский князь Юрьи Давидович. И вшедше в землю
Мордовскую в Пургасову волость, и жита пожгоша и потравиша, а скоты
избиша, села пожгоша, живущих же в волости Пургасове посекоша мечом
нещадно, а прочих в плен поимаша…» [91]. Летом 1237 г., как полагают
М.Г.Сафаргалиев, А.Е.Захаркина и др., ссылаясь на свидетельство
венгерского монаха Юлиана, эрзянский князь с немногими людьми направился
в укрепленные места в лесах, чтобы защищаться, если хватит сил, от
монголо-татарского нашествия [92]. Во время второго похода в Поволжье в
1238-1239 гг. татарам удалось сломить сопротивление отрядов Пургаса]
[93]. Среди князей и царей покоренных народов, приезжавших в Орду за
ярлыком на княжение, имя Пургаза не упоминается. Из газеты «Эрзянь Мастор» http://www.erzia.saransk.ru/arhiv.php?n=3474&nom11=347 Критика статьи А.М. Шаронова:
Исторически - фантастические выдумки А.М. Шаронова вводят читателя в
заблуждение с самых первых, начальных строк его статьи: «…возглавляемое
эрзянским князем Пургасом. … Занимало обширные территории по среднему и
нижнему течению Оки, по средней Волге, Суре, Мокше, Цне ».
Но уже через предложение Александр Маркович все-таки возвращает
настоящую мордовскую национальность своему герою Пургазу: «Тоя же зимы
генваря в 14, князь великий Юрьи, и Ярослав, и Констянтиновичи Василко и
Всеволод идоша на Мордву, и Муромский князь Юрьи Давидович. И вшедше в
землю Мордовскую в Пургасову волость, и жита пожгоша и потравиша, а
скоты избиша, села пожгоша, живущих же в волости Пургасове посекоша
мечом нещадно, а прочих в плен поимаша…» Затем автор А.М.
Шаронов указывает на работы М.Г.Сафаргалиева, А.Е.Захаркина и др.,:
«….ссылаясь на свидетельство венгерского монаха Юлиана, эрзянский князь
с немногими людьми направился в укрепленные места в лесах, чтобы
защищаться, если хватит сил, от монголо-татарского нашествия».
Жаль, что обширная территория по среднему и нижнему течению Оки, по
средней Волге, Суре, Мокше, Цне у «героя» Пургаза уже исчезла и
остались только укрепленные места для защиты своего войска. Но мы не будем слепо верить на слово и все же взглянем на текст Юлиана, где иностранец 13 века упоминает якобы эрзян. Юлиан. (13 век.)
«Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Итиль) проехал по реке в
пятнадцать дней царство Мордвинов (regnum Morduanorum). Мордвины-
язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не
убил много людей. Если кто-нибудь у них идет по дороге, несут
перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он
сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому
нельзя, кто не убил человека. Они, узнав от своих пророков, что
должны сделаться христианами, послали к князю великой Лодомерии
(Laudameriae), земли Русской, соединиться с ними, с просьбою, чтобы им
прислали священника для крещения, но князь отвечал, что это не его
дело, а римского папы и что близится время, когда все принуждены, будут
принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».
Следует заметить, сведения о мордве действительно очень подробные,
текст повествует о том, что народ из «царства» Мордвинов находится в
совершенно диком состоянии. И это истинное состояние мокшанского народа в
13 веке. Вероятно, автор был неприятно поражен этим нелицеприятным
обстоятельством, и постеснялся сильно разочаровать и"огорчить"
мокшанского главу господина Меркушкина? А.М.Шаронов так же
пытается превратить в достоинство Пургаза тот факт, что имя Пургаза не
упоминается при выдаче в Орде ярлыка на правление. Истинными причинами такого явления могут быть две следующие: 1. Ордынцу - Мордовину Пургазу, ярлык не полагается. 2. Мордвин Пургаз – погиб. Таким образом, мордовский «герой» Пургаз не может быть эрзянских кровей.
Тем временем А.М.Шаронов в своей статье образ Пургаза вырисовывает
словно по заказу: тщательно ретушируя непривлекатьные черты и добавляя
недостающие детали, тем самым выдавая желаемое за действительное. Так,
например, он пытается выдать малоизвестного Пургаза за эрзянского
инязора, преднамеренно копируя образ Тюшти из эрзянского эпоса
Масторавы. Однако, всматриваясь внимательным критичным взглядом в это
изображение, нельзя не заметить, что этот образ не что иное, как
очередной наспех намалеванный новодел, под свежими красками которого
прячется истинный портрет «главы патриархального семейства, ведущего
жизнь обычного деревенского человека». Именно такого местечкового
Пургаза, каким его ранее представили читателям известные эрзянские
авторы: Я.Я.Кулдуркаев в поэме-сказке «Эрьмезь» (1935), К.Г.Абрамов в
романе «Пургаз» (1988), М.Брыжинский в повести «Половт». А иного Пургаза
они и не могли представить, так как генетическая память эрзян, а, как
следствие, и эрзянский фольклор, не содержат информации о воинственном
мордовском герое Пургазе. Читать также: Тайна мордовского народа или великая историческая ложь |