Главная » 2010»Июль»18 » Аношонь Тумай. А СТОИТ ЛИ, ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ "Раськень Озксы"
Аношонь Тумай. А СТОИТ ЛИ, ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ "Раськень Озксы"
07:47
А СТОИТ ЛИ, ПРОВОДИТЬ ТАКИЕ "Раськень Озксы"
Большие родовые обряды в старину проводились
не часто. На одно поколение эрзян большой Озкс выпадал один раз, в
лучшем случае два раза за всю прожитую жизнь. Это не значит, что время
текло медленно, и жизнь была спокойней. Народ всегда почитал традиции
предков. Ежегодно, в летние месяцы, в эрзянских репештях, а также
и на местах захоронений, проходили помины предков и моления. Эти
моления были обращены в первую очередь к умершим родственникам, и
имели индивидуальное, свободное очищение души. Глава семьи, как правило
дед или бабка, строго следили за соблюдением народной традиции, и им
подчинялись все члены семьи. Эрзянский Раськень Озкс был возрожден
к жизни летом 1999 года. Организация праздника шла снизу, поэтому
возрожденный Озкс стал подлинным народным для эрзян, приехавших со всех
концов страны. Идея возрождения Раськень Озкса принадлежит
Кшуманцянь Пиргужу. Конечно, силами одного человека сделать это было
невозможно. Поддержали организацию озкса творческие коллективы "Ламзурь"
и мужской фольклорный коллектив "Торама". Главные организаторы
ритуалов были первая Озава - Маризь Кемаль, и Озатя - Йовлань Оло. Это
было торжество духа, и люди искренне верили, что эрзянская этническая
вера, сакральная сторона обрядов будут востребованы, иначе не возродить
духовность и подлинные верования предков. Для участия в озксе были
привлечены студенты из Эстонии, представители других стран. Приехало
несколько фольклорных эрзянских коллективов Поволжья. Раськень Озкс
2004 года имел уже иной качественный характер, стал эталоном
мордовского праздника. К сожалению, ревностных возродителей эрзянской
религиозной духовности по разным причинам на озксе не было. В результате
в подготовке праздника приняла активное участие официальная мордовская
культура. На озксе присутствовало правительство Мордовии. Глава
республики Николай Меркушкин объявил Раськень Озкс государственным
праздником. Но не все были в восторге от этого решения, и не ошиблись.
Принято было решение об очередности проведения Раськень Озкса раз в три
года, решение оправдывалось тем, что этнос подвержен негативным
процессам. В 2007 году Фонд спасения эрзянского языка вновь созвал
Раськень Озкс. Началось со скандала с властью, со стороны которой была
прямая попытка превратить религиозное мероприятие в фестиваль
мордовской песни. Однако даже без озвучивания главный ритуал зажжения
свечи Озкса состоялся. 2010 год - в четвертый раз созывается
Раськень Озкс. Имея прежний негативный опыт, доверия к властям у
организаторов не было. На проведение праздника республика Мордовия
выделила крупную сумму денег. На что они расходовались? Важная
составляющая начала моления - соединение через огонь Бога, через
народную живую кровь с предками, была подменена программой официальной
Мордовии, выступлениями чиновников и театрализованным представлением
артистов на сцене, сооруженной рядом с мааром. Главная реликвия праздника стала фотомоделью для зевак, которые
лезли толпами к незажженной трехметровой свече. С большим опозданием
группе оргкомитета удалось начать обряд. Зажжение Свечи было поручено
профессору, Лауреату премии им. А.П.Рябова Шаронову Александру
Марковичу. Озава - Татьяна Ширманкина без традиционной поддержки группой
"Торама", произнесла молитвы. Не было плакальщицы по Родине, со сцены
не пришли ряженые покщаи, а зря - спектакль бы был более красочным.
Однако несогласованностью, скорее всего, умышленно смяли обрядовую
часть праздника. Даже такая мелочь, как указатели на поворотах к месту
праздника, не были сделаны должным образом, в соответствии с уровнем
государственного праздника. Раськень Озкс - это молитвенный обряд
не только Мордовии, но и России. Традиционная обсыпка маара привезенной
землей прошла неорганизовано, без звукового оформления. Люди хаотично
брались за руки и выходили в зеленое поле. Хотя это прямая обязанность
Озавы и Озати, однако во главе людской цепи оказалась ряженая кикимора,
свернула людей в толпу, которая распалась, не дойдя до места
проведения собрания под государственные флаги. Учитывая прошлый
опыт, "Атянь Эзем" состоялся до открытия праздника. Спокойно, без
лишней суеты, вновь выбрали большинством голосов инязором и хозяином
праздника, как это и положено быть, Кшуманьця Пиргуша (Мусалева Г.Г.) Однако настоящими хозяевами праздника были
артисты официальной Мордовии. Надо отметить их великолепное
выступление на сцене. Народное гуляние при стечении огромной массы
народа получилось. Соревновались спортсмены, с неба приземлялись
парашютисты, зеваки очистили двадцать котлов селянки. Но вот где
сакральная сущность самой идеи праздника, ради которой ехали люди,
везли в пакетах родную землю. Ради чего ехали иностранцы? И нужен ли
нам, эрзянам, такой праздник?? В следующий раз, точно знаю, -
не поеду. Директор музея эрзянской культуры
Николай Аношкин