В ВТУ
Саша проучился только один семестр. Чем больше он слушал лекции, ходил по
лабораториям, тем ярче понимал и чувствовал: «высокая техника» для него мертва. Его
душа требовала «Живой материи» - человека. Детей. Молодежи.
Куманев
покидает МВТУ и поступает в Горьковский педагогический институт. Слушает интересные
лекции. «Глотает» учебники и в 1930 году сдает гос. экзамен экстерном, с
отличием. Получает диплом
преподавателя физики и математики.
Перед
выпускниками выступила представительница Наркомата просвещения. Она
говорила о культурной революции в стране, о высокой роли народного учителя и заключила
речь словами:
-Вы
свободны в выборе места работы, можете поехать в Архангельск или Таджикистан, Карелию или на Камчатку,
в Удмуртию или Якутию. Выбирайте.
Куманев
выбрал Лукоянов. Родной край. Кругом знакомые места и родные люди. В мордовском
педагогическом техникуме стал преподавать физику и математику.
Ему
двадцать лет, он - комсомолец. На конференции его избрали секретарем ячейки
техникума.
Секретарь
райкома, который присутствовал на конференции, напутствовал избранника:
-Ты,
Куманев, помни: ты должен готовить не просто учителей начальных школ, но учителей - вожаков сельской
молодежи.
Куманев
помнил. Он знал, что каждый студент-любитель. Равнодушных нет. Он делал
все, чтобы помочь студентам стать учителями-вожаками сельской молодежи, ведь «учитель
в деревне все: и Третьяковская галерея, и Политехнический музей, и Большой
зал Консерватории». Он втягивал ребят в
хор, в драматический, музыкальный, фото-кружки, создал коллектив юных
историков, юных политиков, спортсменов. Во время каникул организовал походы
по родному
краю, спортивные соревнования. Он организовал выпуск литературного журнала «Искры»,
сам стал первым его редактором и автором; подписывал свои стихи псевдонимом
Венамук.
Из Куманевских «Искр»:
Вечер
синий, синий,
Лижет
тьму костер.
Месяц,
рот разинув,
Смотрит
в гладь озер.
И,
как после бани,
Нежится
Земля,
В
синь упершись лбами,
Млеют
тополя...
Все
кругом родное –
Лес,
поля, село,
Нежной
грустью ноет
Сердце
о былом...
Все
б унес с собою,
Вряд
ли донесу,
Я
готов запоем
Высосать
росу.
Чтоб
напившись вдоволь,
Вновь
помолодеть,
Чтоб
не тлеть, а снова,
Пламенно
гореть...
Венамук.
Не
стихи, а готовая песня - так и тянет запеть ее!
Дотошные
студенты, разумеется, сразу разгадали, что Венамук -это арабское
прочтение фамилии Куманев (справа налево). Это побудило особый интерес к
журналу и многие стали его авторами.
А время
летело перелетной птицей.
Техникум
каждый год выпускал десятки учителей, принимал новых первокурсников.
Обновлялся и состав преподавателей - медленно, редко, но необратимо.
Появилась
и она - звали ее Верой. Была она детдомовская, точнее - выросла в
детской коммуне. Воспитание в коммуне строилось на принципах самообслуживания,
ребята с раннего детства приучалась к посильному труду. Вера умела готовить
пищу, шитъ-вышивать, работать
в огороде, ухаживать за птицей, телятами-поросятами, доить корову, заниматься
спортом, кататься на коньках-лыжах. Много чего она умела. Страх ей был неведом,
она была настырная, целеустремленная, само
движение, как ртуть.
Преподавала
она русский язык и литературу. Конечно же, куманевские «Искры» зажгли ее, ведь журнал
-и школа, и экзамен каждому автору. Стала Вера
помощником редактора...
Увидели
комсомольцы ее активность, ее деятельную натуру - избрали в Комитет
комсомола... Ее энергии не было предела. Захотела она в «Домик Каширина» в
Горький. И повезла студентов... Вздумалось ей совершить лыжный поход
Лукоянов-Арзамас, Лукоянов-Саранск.
И повела лыжников... Решила провести викторину на литературные темы. И
провела!
Помощник редактора журнала...
Заместитель секретаря комсомольского
комитета... Каждый день вместе и вместе... Больше того, Вера стала сниться Саше и во сне... То они вместе
на речке, то в лесу, то где-то в неведомых горах, то в каюте морского
лайнера...
И,
странно, Саша не огорчался, а радовался.
Ему с ней становилось как-то
по особенному легко и радостно.
Они не
выбирали друг друга ни в хороводе, ни в огороде - их свела сама история...
Девочка
осиротела. Случись это в дореволюционные времена, перед ней открылись
бы лишь два пути: с протянутой рукой по миру или в няньки к какому-то барчуку-купчику. Никакого
института на ее горизонте и не замаячило
бы. Революция организовала для сирот школы-коммуны, откуда прямая дорога вела в
институт. Институт - это знания, профессия и право. Не кончив института, Вера
не стала бы преподавателем техникума
и не попала бы в Лукоянов. Следовательно,
Вера и Саша не только не встретились бы, но и не знали бы о существовании друг друга.
Но произошло все так, как
произошло. Остальное - было делом времени:
он полюбил ее, она полюбила его.
Однажды
они редактировали журнал. Он поднял голову от текста и залюбовался ею.
-Вера, ты моя? - сказал он, ласково
улыбаясь.
-Твоя,
твоя, - не отрываясь от текста, машинально сказала она.
Подсознательно она ждала подобного вопроса, может, другими словами, но смысл этот, ей страстно захотелось
услышать их снова Она уставилась в его улыбающееся лицо и потребовала:
-Что ты сказал?
Повтори, что сказал?
-Я сказал: «Вера, ты
моя?» Ты ответила: «Твоя, твоя», - повторил Саша.
Не
дослушав его слов до конца, она стремительно бросилась к нему, обняла
горячими руками и зашептала ему в лицо:
-Милый
мой... хороший мой... ласковый мой... Я твоя, твоя, вся твоя... давно твоя...
Самое
трудное - объяснение в любви было сделано и они пошли домой - в его дом, который отныне
становился их домом.
Александр Яковлевич был в
поле. Мария Макаровна не обратила внимания
на то, что сын пришел не один. К нему, как вожаку техникумовской молодежи, частенько приходили
товарищи - ребята и девчата, группами и в одиночку. И отец, и мать были рады,
что к их сыну заходят друзья, обсуждают какие-то свои дела и тихо расходятся.
На этот раз Саша подвел девушку к матери.
-Авай,
те тейтеренть лемезэ Вера, сон ули монь од козяйкам. Ванык-вечкик сондэ истя жо, кода монь
вансамак-вечкамак (мама, эту девушку
зовут Верой, она будет моей молодой хозяйкой. Люби-ласкай ее так же, как любишь-ласкаешь меня), - сказал
Саша и поклонился матери.
Вера
тоже поклонилась.
Мария Макаровна перекрестила
их обоих и сказала по-русски:
-Мира и любви вам, дети мои.
Вернувшийся с поля, Александр
Яковлевич проделал то же самое.
Саша и
Вера прожили душа в душу всю жизнь, вместе работали, ходили в походы, ездили на
экскурсии, отдыхали, стали Заслуженными учителями РСФСР, Саша первым в области
получил высшую награду
Академии педагогических наук медаль Н. К. Крупской.
Официально
он называл ее Вера Петровна, а когда приходили домой и они оставались вдвоем, она превращалась в
Верунадеждулюбовь. Таким соединением трех
имен, в триединстве возвышенных чувств он хотел подчеркнуть свою
безграничную любовь, надежду, веру в нее.
Настал
день, когда Веру отвезли в роддом. Роды были трудными. Первые схватки
начались в полдень. Потом настал период абсолютного покоя. Вера села на кушетке и потребовала к себе мужа,
который ожидал исхода родов в приемной.
-Родится
сын - назовем Виктором, дочь - Викторией, значит - победа. Наша победа, - сказала она, сжав пальцы
Саши в своей горячей руке.
-Назовем,
назовем, отдыхай, - улыбался счастливый отец. Родились двойняшки. Оба мальчика.
Одного назвали Виктором - победа,
другого - Георгием - победоносцем. На меньшее не согласны.
Мальчики
радовали, они росли толковыми, стали известными на весь мир учеными: Виктор -
член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии
образования; Георгий - академик трех Российских академий, профессор.
Техникум
преобразовали в Педагогическое училище, Куманев стал его завучем. И вот звонок
директора, Федора Александровича Каргаева.
Отношения
директора и завуча самые дружественные, самые доверительные. Как же, росли вместе,
творили благие дела вместе.
Каргаев
показал повестку военкомата.
-Принимай
дела, Саша, - сказал директор.
А что
принимать-то? Какой завуч не в курсе всех дел училища? Куманев подписал акт
и организовал проводы новобранца.