ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
Категории раздела
Мои статьи [336]
Стихи [571]
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Регина БУДАРИНА. Путем Великого Эрьзи

Путем Великого Эрьзи

В 1976 году московский скульптор по дереву Михаил Ильяев организовал свою первую персональную выставку. Она была посвящена 100-летию со дня рождения скульптора Эрьзи − его учителя.

Мало кто использует выставки своих работ для прославления других, уже признанных мастеров. Но это не смущало Ильяева, как и то, что многие из его первых скульптур были выполнены явно в манере Эрьзи. Первоначальное подражание имело цель познать, понять, научиться. Эрьзя создавал многие свои работы, пользуясь мощной бормашиной. Так он добивался плавных переходов в деталях, нежности обработанной поверхности. Научиться этому можно было, только повторяя то, что делал мастер, и постепенно привыкая к его необычной технике. Чувственность и открытость искусства Эрьзи делают его творчество незабываемым. Тот, кто видел однажды портреты, выполненные художником, не спутает их с другими.

Выставка привлекла внимание; в числе посетителей были и ученицы Эрьзи − Е. Мроз, А. Сакс, писатель А. Моро и другие, кто на жизненном пути встречался со Степаном Эрьзей.

Творчество скульптора из Мордовии не сразу было признано в России − его произведения были настолько непохожи на работы советских скульпторов того периода, что втиснуть их в общепринятые рамки не удавалось.

Михаилу Ильяеву было важно понять, в чем секрет такой самобытности, не для того, чтобы делать отличные копии работ Эрьзи, а чтобы на основе этой уникальной школы выработать свою манеру, свой способ заявить миру о добре, любви и радости, которые несет искусство деревянной скульптуры. Он всегда ощущал себя заочным учеником Эрьзи. Немногие художники могут оживить дерево, наполнить его смыслом и вдохновением так, как это делал Эрьзя. И конечно, Михаилу было очень важно познакомиться с людьми, которые знали скульптора лично, и побывать там, где жил и работал его учитель. Саранск, Геленджик, Новороссийск, Италия, Аргентина и другие места, где находились скульптуры Эрьзи. Интересно было попробовать свои силы в скульптуре из дерева кебрачо, впервые «прирученного» именно Эрьзей. Кебрачо − порода, которую в Аргентине до сих пор используют для производства шпал, заборов и полов. По твердости оно превосходит знаменитые самшит и черное дерево и обладает красивой причудливой фактурой. Его ствол и ветви покрыты разнообразными наростами и наплывами, в которых творческий человек видит фантастические образы. Древесина кебрачо позволяет освободить эти образы, лица, человеческие тела, но обычные стамески для работы с ней не подходят. А усовершенствованная Эрьзей стоматологическая бормашина дает прекрасные результаты. Ильяев освоил эту оригинальную технику работы, внес в нее и свои приемы. Он пишет в книге «Эрьзя в моей жизни»: «Работая бормашиной, получаешь большую гарантию не сделать ошибок. Фреза снимает материал тонким слоем, давая возможность вовремя остановиться. Создается впечатление, что работаешь с надежным партнером… Прежде чем приступить к первому куску кебрачо, я пробовал вырезать образы в пластике Эрьзи из сувелей березы, дуба и даже липы. И только после заметных удач осмелился прикоснуться к кебрачо…» Свою первую работу из этого дерева Ильяев назвал «Вдохновение» − именно такое состояние испытал мастер, прикоснувшись к материалу, который открыл для людей его учитель.

Эрьзя не открывал всех своих секретов работы с кебрачо, в том числе склейки произведений. В архиве Саранска Ильяев обнаружил ходатайство Степана Эрьзи о патенте, в котором художник обращался в аргентинскую организацию с просьбой запатентовать способ «химической обработки дерева из опилок цветного кебрачо». Смысл открытия в том, что, используя калий, аммоний и соляную кислоту, можно соединить куски кебрачо за счет растворения танина, содержащегося в его древесине. Это актуально, поскольку скульптуры часто бывают больших размеров. Так, голова Моисея, которую Эрьзя выполнил из дерева альгарробо в 1932 году, была высотой почти два метра.

О своей поездке в Мордовию Ильяев писал: «…В 1974 году я поехал с супругой в Саранск, где хранилась большая часть скульптур Эрьзи в нашей стране. Меня доброжелательно встретили сотрудники музея, который в то время располагался на первом этаже жилого дома, находящегося на центральной площади. Часть произведений экспонировалась в старой картинной галерее художника Сычкова. Помещения небольшие и неприспособленные, но я был заворожен святым искусством Эрьзи. Я, как обалдевший, ходил четыре дня, забыв о времени и о себе. Казалось, это создавала не человеческая рука, а боги небесные. С утра до вечера, находясь в залах средь божественных творений (благо зрителей почти не было), я пытался понять, как мог человек создать такую красоту, душу вложив в каждый огромный кряж, ствол и мрамор, превратив их в образ или в пластическую форму тела человеческого? А двухметровая голова пророка Моисея из огромных наростов мощно над залом парила, как вершина горы седовласой или лава, застывшая в образе мудрого старца. Я смотрел, восхищался, пытался понять, что двигало руку автора в момент вдохновения…»

Сходство ученика и учителя выражается и в том, что оба не прибегали к созданию эскизов своих работ, начиная сразу резать материал, отсекая все лишнее интуитивно, но точно передавая основные черты и детали человеческих лиц и тел. Так творил и Микеланджело. Это сходство увидела в скульптурах Ильяева и ученица Эрьзи Юлия Кун. Отметив его многообещающие способности и усвоенный Михаилом стиль великого скульптора, она посоветовала ему искать свой путь.

Посетив Геленджик и Новороссийск, Михаил мечтал побывать в далекой Аргентине, где Эрьзя провел немалую часть жизни. В советские времена такая поездка была совершенно нереальна, однако желание осуществить её не покидало скульптора. Ещё в 1977 году ему удалось списаться с Луисом Орсетти, секретарем Эрьзи аргентинского периода, который оказал большую помощь Саранскому музею, прислав множество материалов об Эрьзе, и одобрительно отзывался о работах Ильяева, усмотрев в них мастерство и стиль. Он писал Михаилу: «…Ваши работы выражают силу и тонкость в манере Эрьзи. Владеть материалом да углублять понятие об искусстве как средстве самоутверждения и выражения душевных богатств человека. Это трудно, но зато − какое мастерство. Работать да работать надо!» Как известно, если мечта не идет к человеку, то человек идет к мечте. Обстоятельства сложились так, что в 1998 году состоялась встреча Михаила с Владимиром Дмитриевичем Беликовым, русским эмигрантом, постоянно живущим в Буэнос-Айресе. С его помощью 20 февраля 1999 года Ильяев добрался до города своей мечты. Творчество Эрьзи имело там большой успех, ведь художник воспел все, что составляло истинные ценности и гордость Аргентины, и нашло настоящих ценителей и поклонников. Самым продолжительным и плодотворным периодом всей его жизни оказался аргентинский. В Буэнос-Айресе Эрьзю считали «своим скульптором», называли «чародеем и волшебником». Американские коллекционеры за работы предлагали мастеру более миллиона долларов, но получили отказ − Эрьзя берег свои произведения для Родины.

Не зря Эрьзю в Аргентине именовали гением кебрачевых лесов. В лесах Чако он находил необходимые для творчества кряжи и наросты. Поиск материала занимал много времени, да и дотащить до мастерской тяжелое спиленное дерево было непросто. Но, конечно, результат стоил затраченного труда. Красота и одухотворенность лиц, пластика и грация тел − настоящая магия творчества. Ильяеву удалось познакомиться с людьми, знавшими Степана Эрьзю, скульпторами, учениками мастера. Все они отмечали его «своеобразное мастерство и способность постоянно трудиться, работать без эскизов в глине». Неповторимые, завораживающие образы, по их словам, долго остаются в памяти… Первая скульптура Эрьзи, которую Михаилу удалось увидеть в Южной Америке, называлась «Авиатор». За ней последовали «Дума» и «Фантазия» − все из кебрачо. Были и скульптуры из мрамора, гипса; многие работы находились в музеях и частных коллекциях (Эрьзя нередко дарил свои произведения друзьям), некоторые украшали парки города. Из этой поездки Ильяев привез в Москву массу впечатлений, телефоны и адреса новых друзей, собранные по крупицам документы, книги, письма, которые значительно обогатили архив, уже существовавший к тому времени. Особенно поразило скульптора то, что Эрьзя занимает в культуре Аргентины почетное место, память о нем жива. Он был счастлив прикоснуться к священным для учителя местам, многое увидеть и лучше понять его. Впоследствии Ильяеву удалось побывать в этой стране ещё два раза, и каждый раз обнаруживались неизвестные до тех пор свидетельства таланта и гения Эрьзи, его произведения, многие из которых были возвращены в Россию.

Удивительно и непостижимо складывается судьба художника, но порой и не менее загадочно она предопределяет уже после его смерти путь тех, кто верно и преданно хранит его наследие. Имена пламенного ваятеля Степана Эрьзи и скульптора Михаила Ильяева − это имена мастера и ученика, вдохновителя и последователя.

Степан Дмитриевич Нефедов (1876–1959) родился в Мордовии, работал в артелях иконописцев, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, около 20 лет прожил в Москве. Псевдоним «Эрьзя» С. Д. Нефедов взял в честь своего народа.

Регина БУДАРИНА

http://www.lesprominform.ru/jarchive/articles/itemshow/551
Категория: Мои статьи | Добавил: tati (24.01.2010)
Просмотров: 2096 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
Рождение Земли. Инешкипаз. МАСТОРАВА. Эрзянский эпос.
МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян

 ВЕК БОГОВ

Первое сказание
РОЖДЕНИЕ ЗЕМЛИ

ИНЕШКИПАЗ

МАСТОРАВА. Эрзянский эпос. Зачин. Поэтический перевод на русский язык Вирявы

МАСТОРАВА. Эрзянский эпос.

 Поэтический перевод на русский язык Вирявы (Татьяны Ротановой)

Зачин

 

Колмо калават = три кита, определяющие нашу национальность
Колмо калават = три кита, определяющие нашу национальность

 

Эрь ней явтано, сазорт, адядо,
Вейке-вейкенень сюконятано,
Одов зярдояк минь а нейтяно,
Вейке-вейкенень а васодтяно...
Арасть Масторонть колмо ужова
Колмо стакань сынь, калтнэ, кирдеме,
Колмо стакань сынь, калтнэ, кандомо.

ОД СЁРМАДКСТ
[30.07.2009][Мои статьи]
Демиурги эрзянского ... (0)
[30.07.2009][Мои статьи]
Сермадовкст / Творч... (1)
[25.09.2009][Стихи]
Числав Журавлев. ОЗЯ... (0)
[05.09.2009][Стихи]
Стихи Артура Моро (0)
[26.09.2009][Стихи]
Маризь Кемаль. Раськ... (0)
ВЕШНЕК
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz