Знаете
ли вы, дорогой собеседник, город Лукоянов? Нет? Вы многое потеряли. Так
что, наверстайте, пока не поздно. А мы поможем.
Лукоянов
расположен всего-то в шестидесяти верстах от Арзамаса, в верховьях
правого притока Оки - реки Теша. Наверное, первоначально река называлась Теса,
что в переводе с эрзянского означает - здесь.
Почему с
эрзянского? До конца VII века здесь были
непроходимые
дебри. В начале УШ-го сюда пришли эрзяне и начали осваивать богатый край.
Возникли поселения, которые уходили все дальше и дальше вглубь лесов, а центр
их назвали Эрзянь мастор - Эрзянский край. В те далекие времена русами здесь
и не пахло, русы дились узкой полосой вдоль Днепра» (В. О. Ключевский). Только после смерти
Владимира Мономаха в 1125 году и распада Киевской Руси началась интенсивная
экспансия русских князей на восток. Неблагозвучное, с точки зрения русской
фонетики, название «Эрзяньмастор» постепенно
отшлифовалось в Арзамас. Как Семберь – в Симбирск, Пензэ - в Пензу, Суре - в Суру, Касан
- в Казань, Эрзянь - в Рязань, Тамбовей - в Тамбов и т. д. И поныне эрзянские
деревни здесь
лепятся друг к другу, словно копешки хлеба на сжатом поле.
Здесь
затерялись следы последнего Инеазора (царя) эрзянского царства Пургаза. Здесь
родилась легендарная дочь эрзянского народа Олена Эрзямасская, которую по приказу
из Москвы заживо сожгли на костре в 1670 году. Она командовала западным крылом войска восставшего
народа под руководством Степана Разина. Перед казнью Олена бросила в лицо палачам:
«Если бы все сражались так, как я, никакой враг не одолел бы нас».
В 1744
году здесь - тоже заживо! - сожгли еще одного легендарного эрзянина, Несмеяна
Васильева, который возглавил борьбу эрзянского народа против колонизации,
христианизациии русификации.
Здесь
родился первый российский писатель, эрзянин по национальности, протопоп Авакум,
которого тоже сожгли в Пустозерском монастыре в 1682 году.
В здешних
краях сам Пушкин пережил «Болдинскую осень». Под впечатлением поездок по краю и встреч с
его обитателями, создал Литературное общество «Арзамас», которое выступало против
фальсификации
истории России.
Здесь
Алеша Пешков бывал «в людях» и Максим Горький проходил свои
«Университеты».
Отсюда
пошел в революцию и литературу Гайдар. Надеюсь, дорогой мой собеседник, вы не
спутаете Гайдара-деда, то есть Аркадия, с Гайдаром-внуком, то есть, Егором.
Гайдар-дед был созидателем, пропагандистом и защитником социализма - на это он
отдал жизнь.
Гайдар-внук оказался разрушителем социализма и грабителем трудящихся,
одним росчерком пера он отнял у народа плоды его семидесятилетнего труда и сбережения,
вложенные в Государственный сберегательный банк.
Так
что, край здесь, постине исторический.
А кругом
леса, густо населенные пушным зверем, усыпанные грибами, ягодами и
напоенные ароматным, словно нектар, воздухом. Река Теша хоть и не судоходная,
но рыбная, из самой Оки рыба заходит сюда на нерест, так что для
рыболовов-любителей - приволье.
Гордостью
Лукоянова является ордена Трудового Красного Знамени педагогическое училище имени А.
М. Горького, на фасаде главного здания которого установлена мемориальная доска с
надписью: «Здесь
с 1930 по 1970 год работал видный Педагог Заслуженный учитель РСФСР Александр Александрович Куманев»
Живописнейшая
в городе улица, пересекаемая глубоким оврагом, названа именем Куманева.
На
могиле Куманева установлен памятник. Да какой! Его изваяли ученицы и
соратницы всемирно известного скульптора, автора эмблемы СССР «Рабочего и Колхозницы»
- Веры Мухиной, дважды лауреата Ленинской и Государственной премии - Нина
Иванова и Зинаида
Зеленская.
Учитель
- почитаемый в народе человек, с седой старины в деревнях учителю в пояс кланялись
даже белоглавые старцы. Но чтобы так почитали после кончины - явление не
слишком частое.
А в
Лукоянове такое поклонение не великому князю, не герою, не народному артисту, а
учителю. За что такая честь? Такое уважение?
2.
Первая учительница
Родился
мальчик в деревне Ало Куро (Крапивка) Лукояновского уезда (района)
Нижегородской губернии (области) 29 августа 1911 года.
Как все деревенские дети,
Саша рано приобщился к труду. Он охотно
ухаживал за скотиной, водил Савраску на водопой и выгон купал ее, пропалывал, окучивал картошку-моркошку,
огурцы-помидоры, лук-чеснок,
детскими вилами ворошил сено, рвал калину, смородину, собирал грибы, ягоды, ловил в речке рыбу, пилил-колол дрова,
приносил из колодца воду. Словом, помогал и отцу, и матери.
Александра Яковлевича,
деревенского умельца и мастера на во руки,
взяли на Первую Мировую. Перед уходом из дома отец сказал сыну:
-Ты,
Саша, остаешься в доме единственным мужиком. Смотри,
чтобы в хозяйстве все было в порядке. Помогай матери. - Отец был русским
и разговаривал с сыном только по-русски.
«Единственному
мужику» тогда было пять лет.
-Кунсолок
тетять, берянь валт сон а евть (слушай отца, плохого слова он не скажет), - поддержала
мать, Мария Макаровна. Она была эрзянка
и разговаривала с Сашей только по-эрзянски.
Так Саша с раннего детства
овладел двумя языками - русским и эрзянским.
Видимо, личный опыт дал ему, взрослому, право записать: «Ребенок в пять-семь лет способен освоить
три-четыре языка ничуть не изнуряя
себя, более того, получая ни с чем не сравнимое удовольствие от познания
неведомого ранее».
Автор
подкрепляет эту мысль Куманева личным опытом: в эти годы я свободно
разговаривал на эрзянском, русском, удмуртском и татарском языках, которыми овладел через общение с
представителями названных народов.
Летом
1916 года приехала в деревню учительница. Молоденькая такая, прямо из гимназии.
Мать пригласила ее поселиться у Куманевых.
-Горница
пустует. Поселяйся, Варвара Павловна, и живи в свое удовольствие, - сказала Мария
Макаровна.
Учительница
подарила Сашке тетрадь, карандаш и велела рисовать палочки, крючочки, кружочки.
Мальчик с интересом рисовал.
Когда
начались занятия в школе, мальчик затосковал. Учительница узнала об этом и
сказала:
-Завтра
пойдешь со мной в школу. - Она думала, что день-два посидит Сашка в школе и сбежит. А он не сбежал.
Больше того, стал вроде переводчика между русской учительницей и эрзянскими учениками.
Позднее
Куманев скажет о первой своей учительнице: «Все ее приемы и поступки были
уместными, естественными, исходили из глубокого чувства уважения к людям».
И это в
то время, когда «Условия в школе были нищенские: ни картин, ни приборов,
ни чернил, ни мела, ни нормальной классной доски, ни настоящей парты. Страшная
нищета... в деревне... ребенку не в чем было идти в школу... но ребята рвались в
школу». И в этих условиях к десяти годам Сашка окончил начальную школу.
А отец
воевал - сначала с немцами, потом с белогвардейцами. Когда вернулся,
семья переехала в Лукоянов.
Городишко
хоть только уездный, но в сравнении с Ало Куро - просто великан. Главное, в нем не
утопающие в грязи деревенские улицы, а настоящие тротуары. Правда, деревянные, однако
ходить по
ним - одно удовольствие. Ни ног не промочишь, ни лаптишки не запачкаешь. Умные
люди придумали. А что? Леса вокруг вдоволь, руби - не ленись!
Сашка
пошел в школу II степени.
Учительница
русского языка, Зоя Семеновна, продиктовала диктант, в котором Сашка сделал...
шестьдесят четыре ошибки.
-Плохи
твои дела, Саша, - сказала учительница, - но ты не робей. Ты ведь эрзя? Вот
тебе книга... пиши. Все лето пиши. Ты ведь
сообразительный?
Да, Саша
был «сообразительный». Осенью в диктанте он сделал всего несколько ошибок. И
чем больше взрослел, тем сильнее была его тяга к знаниям, тем ярче проявлялись
способности: из шестого класса его сразу перевели в восьмой, из восьмого - в
десятый. В двенадцать лет он окончил школу, в шестнадцать - педагогический техникум и возглавил ШКМ
в селе Большая Арать.
Для
него, деревенского паренька, ШКМ - Школа крестьянской молодежи - была, конечно,
Утесом Стеньки Разина, Казбеком. Но приезжали учителя из Нижнего, из Москвы, из
Ленинграда, Куманев беседовал с ними и понял, что находится где-то у подножия высот.
Ему
хотелось достичь вершин Тянь-Шаня, Гималаев, и он поступил в Московское
Высшее техническое училище им. Баумана.
В
столице начинается новая жизнь. Москва - город вузов, музеев, театров,
выставок, Третьяковки... Все это манит, зовет к себе, пленяет. Молодой
провинциал все хочет видеть, слышать, знать.
На все
не хватает времени, а главное - денег. Но зря времени он не терял, каждая минута
шла на пользу, на интеллектуальное развитие, на приобщение к общечеловеческой
культуре.