Рассказ Олега Ракшина о селе Ташле, о необыкновенном роднике, о чудесном дожде
и древнеэрзянском обряде Ташламо мы решили предварить небольшим
вступлением о глубоком философском содержании этого обряда, раскрываемом
посредством выделения и раскодирования корней древнеэрзянских языковых
маркеров. Ташламо-Озномадо
мейле, эрьва пурень симицясь венстилизе лиятане пуре кечень, васняяк
анокс пуренть варчилизь покштятне . ды мейле веси сазь озксов
ломантне. Ритуал связанный передачей по кругу ритуальной браги в братине, от старших к младшим, после проведения моления. Т
– символ мужского начала. Теитя – создатель, трямс – кормить,
содержать, тор – меч, туремс – сражаться, тумо – дуб, тетяй (тятя) =
отец, атя - старик, старейшина ТА + ЧИ + ЛА + МО = ДУХ + СВЕТ (СОЛНЦЕ) + ДОБРОТА (ЛАСКА) + ДУША,
если при помощи праязыка попытаться раскодировать это слово, то получится приблизительно следующее: ДУХ СОЛНЦА (мужское начало) + ДОБРОТА (ЛАСКА) ДУШИ -великодушие (женское начало) = ГАРМОНИЯ
Следовательно, древнеэрзянский обряд ТАШЛАМО - это передача от старших
к младшим ДУХОВНО-ДУШЕВНЫХ (морально-физиологических) ТРАДИЦИЙ - от
предков к потомкам - преемственность поколений. Дух - это мужское начало, созидающее, дающее во имя зарождение нового = будущего Душа - женское начало, плодоносящее, берущее во имя зарождения нового=будущего
Это касается и рождения человеческой жизни, ибо ЧЕЛОВЕК (ЧИ +ЛА)
должен зарождаться и взращиваться в гармонии мужского и женского начал.
Беды человечества в том, что эта гармония постоянно нарушается, отсюда
так много ущербных людей - ущербных ДУХОМ И ДУШОЙ. Вирява (Т.Ротанова) Ташла - братина по кругу Лето
2010 года. Жара. Небо и земля плавятся от солнечного зноя. Удивительно,
но группа на экскурсию к Святому источнику в селе Ташла собралась
довольно быстро. Время "штука" субъективная, когда-то оно летит не
заметно, а бывает тянется бесконечно. В данном случае, экскурсия шла по
плану: путевая информация была интересной, время в дороге прошло быстро.
Вот и Ташла.
На картах Ташлу начали обозначать с середины XVIII века. "В
конце 19 в деревне был построен Свято-Троицкий храм В нем хранится
чудотворная икона Божьей Матери «Избавительница от бед», которая была
явлена уроженке села Ташла, келейнице Катерине Чугуновой. Считается,
что вместе с подругами Феней Атяшевой и Пашей Гавриленковой Екатерина
пошла к ташлинским оврагам, где они и нашли святой образ. В месте, где
откопали икону, ударил родник. Икону принесли в храм, отслужили молебен.
С момента явления иконы стали происходить многочисленные исцеления
больных. Но вскоре икона исчезла из храма и оказалась в источнике.
Прибывший священник взял образ в руки и в сопровождении Крестного хода,
под колокольный перезвон, внёс в храм. С тех пор ежегодно 21
октября празднуется память явления чудотворного образа Божией Матери
«Избавительница от бед».
Сам
источник расположен паре километров от храма. Издалека слышен лязг
железного ведра о дно ёмкости, в которую стекает родник — воды нет, но
есть огромная очередь страждущих наполнить посуду живительной влагой.
Предлагаю группе выбор: первое, отстоять очередь за водой или оставить
сие "безнадежное дело", посетить церковь, а на обратном пути в Самару
набрать воды в источнике в честь иконы Неупиваемая чаша в посёлке
Волжский. Экскурсанты
как-то быстро согласились со вторым вариантом и группа направилась к
ташлинскому храму. С крестами, хоругвями, иконами на встречу двигалась
процессия — крестный ход. Люди: стар и млад двигались быстро, почти
бежали, но что удивило сильнее всего, так это отсутсвие в голове колонны
привычных в данном случае священников. Батюшка, как мне показалось,
совсем молодой парень, замыкал шествие.
Прошло
около часа. Экскурсанты, справив духовные потребности выходили из
Свято-Троицкого храма. Пора в Самару. От источника к церкви возвращался
крестный ход, верующие двигались ещё быстрее, так как одновременно,
небо затягивала внезапно образовавшаяся из неоткуда туча. На сей раз,
батюшка возглавлял колонну. В несколько секунд небо вылило на Ташлу
тонны воды, мощные дождевые струи насквозь промочили сидящих в автобусе,
люки в крыше экскурсионного транспортного средства, закрыть быстро не
получилось.
Судя
по глазам путешественников, впечатление было велико. Только что, на их
глазах произошло Чудо! А может и не чудо произошло, а обычное явление
Божественно Силы в Святом месте.
Когда-то,
давным- давно, настолько давно, что современники об этом позабыли, наши
предки проводили в этих местах обряд Ташламо - ритуал связанный
передачей по кругу братины, от старших к младшим, после проведения
моления. А обряды, коренное население самарской земли - эрзяне проводили
именно у Святых источников. Эрзя — родниковый народ. Обряд забылся, а
название осталось.
Но
как же история с чудесным обретением иконы у родника? Неужели это
выдумка? Мы не готовы ответить на сей вопрос, однако, как известно -
каждому будет дано по вере его.
Автор: Олег Ракшин, г.Самара |