Эрзянский Конгресс уничтожается трусами.
Демократия - власть народа. Да, это «идеал» и высшая точка устремлений
общества, это то, что хотят многие построить, включая в ряды желающих
эрзянский народ. Раськень Озкс является моделью идеальной демократии,
собственно, так раньше и было, да, уважаемые друзья, эрзянский Озкс
далеко не какое-то там суеверие или театрализованное представление.
Раськень Озкс в идеале более важное мероприятие, чем даже заседание
Госсобрания или Государственной думы. Раськень Озкс в современное время
по праву можно считать единственно приемлемой формой создания
демократии и самой эрзянской государственности. Таким образом,
воссоздание всеэрзянского Озкса являлось осознанным движением
эрзянского народа к построению демократического государства. Зададимся
вопросом, кто стоял у истоков возрождения древнего обряда Раськень
Озкса как института демократии? Впрочем, их не много и не трудно
перечислить - их имена известны эрзянам: музыкант и фольклорист
В.Ромашкин и эрзянская поэтесса, знаток эрзянского фольклора, Маризь
Кемаль. Думаю, что читатель не удивится, узнав, что М. Кемаль была у
истоков возрождения эрзянского народа и являлась одним из первых и
основных эрзянских лидеров. После устранения от движения возрождения
эрзянской интеллигенции, в первых рядах которой была и М. Кемаль,
развитие эрзянского этноса резко затормозилось и быстро свелось на нет.
Оставшаяся горстка эрзянских «движителей» постаралась забыть или даже
вычеркнуть имя поэтессы из истории эрзянского движения. Забытыми стали
имена и некоторых других эрзянских лидеров первой десятки. Так мало кто
знает автора инициативы «Декларации об официальном названии эрзянского
народа» или, например, как появилось название газеты «Эрзянь Мастор»,
мало кому известно о том, что Маризь Кемаль была редактором эрзянского
вестника. Возвращаясь к теме развала эрзянского движения,
можно считать основной причиной ухода М. Кемаль «сдачу в аренду» на
неопределенное время эрзянского Раськень Озкса мордовским властям.
Поэтесса решительным образом высказала свое несогласие с таким
поворотом дела. Сегодня снова и снова задаюсь одним и тем же вопросом,
почему передача Раськень Озкса мордовским чиновникам не вызвала
протеста у эрзян и была принята как возможный неоспоримый акт?
Ошиблись? Видимо да, бог им судья. Мы же, уважаемый читатель, вернемся
к вопросу демократии, то есть той самой народной власти, которой нам
так не хватает. Видимо, именно поэтому нам так хочется в нее играть, и
мы играем, старательно не замечая, что правила игры давно нарушены.
Так, члены исполкома разыграли во время проведения Разкень Озкса выборы
«совета старейшин» и «демократичные» выборы «советом старейшин»
эрзянского Инязора /Великого князя - главу эрзянского народа, что
противоречит Конгрессу эрзянского народа, так как именно Конгресс на
тот момент уже являлся высшим общественным институтом. Именно на него
эрзянский народ России избирал делегатов, которые на 3-м Конгрессе
эрзянского народа избрали исполком и его председателя. Перед
проведением Раськень Озкса оргкомитет публикует список фамилий и
приглашает их счастливых обладателей для участия в Эрзянь Тёкшатянь
Эзем- Совете Старейшин Эрзян. При этом пояснялось, что список
уточняется и открыт для дополнения по предложениям эрзянских общин сёл
и городов и эрзянских общественных организаций вплоть до прибытия людей
непосредственно на Раськень Озкс. В результате
«арендованный» мордовским чиновником Озкс оказался местом так
называемых «демократичных» выборов, неправомочно осуществляемых
гражданами, которых эрзянский народ соответствующим правом не наделял.
Кстати, в «совет старейшин» была таким образом избрана и мордва с
«круиза» - именно так охарактеризовал её в своем комментарии один из
членов исполкома 22 июня 2009 г. на эрзянском форуме «Мелькужо» через
два дня после проведения 3-го эрзянского Конгресса: «эрзяне: Обсуждают
проблемы сохранения Эрзя народа и эрзянского языка на своём конгрессе в
г.Лукоянов, Нижегородской области 20 июня 2009 года. Мордва: Назвался
мордвой - отправляйся в круиз, «VII Международная этнокультурная
экспедиция "Волга – река мира". Одна из разудалых идей власти по
"укачиванию" национального вопроса в волжском регионе. Среди
старательно укачевыаемых - эрзяне и мокшане, собранные под крыши разных
организаций, названных непременно "мордовскими"»».
01.09.2010 г. я сделал заявление о роспуске Совета Старейшин Эрзян
-Эрзянь Атянь Эзем, и продолжаю настаивать на этом, так как эрзянский
общественный институт вступил в фазу глубокого противоречия с ложным
"Советом Старейшин Эрзян". Инекужо - Конгресс эрзянского народа и Совет
Старейшин Эрзян - Эрзянь Атянь Эзем, по своим статусам, оказались
равными, что в корне не верно, более того, наспех собранный «совет»,
куда вошли весьма случайные люди, противоречит здравому смыслу и
основам демократии. Образовавшийся под палящими лучами солнца «совет
старейшин» изначально не мог быть работоспособным, а в настоящее время
целенаправленно методично подрывает авторитет эрзянского
Инекужо-Конгресса и исполкома эрзянского Конгресса. Собственно на
сегодняшний день "советом старейшин" все самое ужасное уже достигнуто.
"Совет Старейшин Эрзян - Эрзянь Атянь Эзем", нельзя считать
действительным. Необходимо провести собрание исполкома эрзянского
Конгресса, на котором исполком возложит на себя полномочия и
обязанности Совета Старейшин, и примет на хранение эрзянские
национальные символы и святыни: Раськень Коцт, "Масторава" морокерькс.
Койне - даже в этом слове я вижу эрзянскую корневую систему. Кой - традиция, обычай, привычка, закон - эрзянский язык вот вам и славянские языки, вот вам и греческий язык. Хочется еще напомнить, что Владимир Даль "Толковый словарь живаго великорускаго языка" составлял в течение 40 лет, значительная часть жизни этого удивительного человека прошла не где-нибудь, а именно в эрзянском Нижнем Новгороде."Часто наведываясь в удельные поселения по делам служебным, Даль одновременно решал и задачи научные, собирая фольклор и новые слова, записывая местные наречия. Это подтверждают многие современники, в том числе и родная дочь Владимира Ивановича Мария, писавшая, что "сношения с крестьянами пополняли запас слов будущего словаря". С этой же целью В. И. Даль внимательно вслушивался в речь своих многочисленных посетителей в удельной конторе, подробно расспрашивая их об особенностях каждого местного говора. Даль был одним из первых лингвистов, обратившихся к изучению живой речи методом непосредственного наблюдения. Объясняя свое предпочтение такому методу, он писал: "Сидя на одном месте, в столице, нельзя выучиться по-русски, а сидя в Петербурге и подавно". http://vidahl.agava.ru/ng-nnov.htm
Так что можно с уверенностью сказать, что "живай великорускай язык" - это и есть эрзянский язык, именно его корневые основы были истоком русского языка