ЕМЯ ДЛЯ НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ, НА КОТОРОМ ЗАГОВОРИТ ВЕСЬ МИР
Глава Мордовии Н.Меркушкин в
послании к Госсобранию 25 января 2008 года обратился с наказом создать
единый мордовский язык: «Особое значение приобретает сохранение и
развитие языка. Растущая консолидация мордовского народа объективно
выдвигает задачу формирования единого литературного языка….. Единый
литературный язык облегчит задачу и представителям других
национальностей, желающим освоить мордовский язык. А сейчас такие
желающие появляются, и их становится все больше.». (Глава Республики
Мордовия г.Саранск) Два с небольшим года потребовалось
десятикласснику из школы № 38 г. Саранска для выполнения домашнего
задания главы РМ. Эту важную новость сообщили по одному из центральных
каналов ТВ России после показа бомбардировки Израилем сектор Газа и
инсценировки нападения России на Грузию. По телевидению рассказали
россиянам о новом, созданном в Саранске языке. Самое интересное было в
конце, "он первым делом о своем творении рассказал другу через интернет,
который незамедлительно ответил ему на том же языке, и сказал, что
впредь будем общаться только на нём". «Возможно, на нем
вскоре заговорит весь мир, а пока с успехом общаются одноклассники
изобретателя. В школьной библиотеке по языкознанию перечитано уже все.
Жаль, собственный труд пока не в толстом переплете — сетует Павел
Замышляев. Зато история о курочке Рябе — вот она. Сказка стала первым
произведением, переведенным на новый язык. Для выхода на международный
уровень - все предпосылки, а именно: простота в изучении. Язык Лангва
заимствует лексику английского, но выигрывает у него в грамматике. Здесь
всего 3 падежа и 10 суффиксов, ответственных за словообразование.
Сегодня в языке порядка 500 слов. Одноклассники изобретателя уже знают
их назубок. Никто не заставлял — сами выучили. Учителя гадали: зачем, но
теперь поняли. Для тех, кто еще не знает – мастер- класс от автора.
Более масштабной популяризации должен помочь интернет и публикации в
журналах — уже есть предложения…» - сообщает ГТРК «Мордовия»
«В непродолжительной истории каждого детского поколения наблюдатель
подмечает тот же триединый процесс, который устанавливает мыслитель для
истории каждого народа и государства. Быт детей лет до семи
характеризуется всеми главными признаками «первоначальной простоты»: в
нем много неустойчивого, бесформенного, в нем много подражательности.
Период лет от семи до двенадцати-тринадцати (иногда затягивается надолго
и про таких говорят; взрослый ребенок. авт.) характеризуется наибольшей
самобытностью, напором сил, яркостью; это – период «цветения и цветущей
сложности». Затем наступает третий период – «период вторичной простоты»
с его разрозненностью, вялостью, неуверенностью, неустойчивостью...
Самый интересный, яркий и содержательный – второй период. Вторая
половина, особенно конец его, характеризуется развитием у детей
«хорового начала» общественной жизни, уходом их в жизнь своей среды,
настойчивым обособлением от жизни и быта взрослых. Свои игры и свои
обычаи, свое право и своя общественность, свой фольклор и свой язык –
вот что обособляет детей в периоде «цветения и цветущей сложности» от
мира взрослых. Саранская школа №38 готовится к выборам
президента. Сегодня уже есть четыре кандидата на этот пост. Виктор
Сотков, Николай Котельников, Александр Шарахов и Алена Пивкина
встретятся на дебатах. Идея создания школьной республики появилась два
года назад. Все это время школьное самоуправление представлял совет
старшеклассников. У ребят уже есть свой гимн, соавторами которого стали
восьмиклассник Павел Замышляев и его мама. Сейчас ученики думают над
названием «республики» и составляют проекты герба. Параллельно с этим в
школе идет президентская гонка. Каждый кандидат представил избирателям
предвыборную программу. «Виктор Сотков делает упор на интеллектуальные
проекты, - рассказывают в учебном заведении, – Николай Котельников,
будучи спортсменом, предлагает создать на базе школы официальную
футбольную команду, а также вывести сборную по волейболу на городской
уровень. Александр Шарахов – это местный Жириновский. Он завоевал сердца
поклонников больше за счет нестандартных пиар-ходов, чем грамотных
предложений». (Столица С от 20.02.2008 г.) Обособленность
лишний раз (и, может быть, с большей убедительностью) подчеркивается
стремлением детей к созданию языка, который давал бы возможность полнее и
в то же время неприметнее для взрослых осуществлять планы, задачи и
стремления, связанные с их общественной жизнью. Этим задачам чаще
всего отвечает какой-нибудь искусственный язык, являющийся не только
средством общения между членами языковой группы, но и могущий служить
целям сокрытия тайны от посторонних, непосвященных – прежде всего от
взрослых и уж во вторую очередь – от малышей…» (Г.С. Виноградов).
Нам взрослым, живущим не в Мордовии, хорошо известны детские попытки
создать свой «шифрованный» язык, многие сами были увлечены этим в
детстве или, по крайней мере, сталкивались с его носителями. Например, в
одном из городов был популярен вот такой язык:
«куякухокудикулакукбакубукушке». В среде моих одноклассников
использовалась приставка и окончание «сосо» Многие в совершенстве
владели созданным языком и понимали друг друга без помех, остальные же
не могли разобраться в их детском лепете. Авторы мультфильма
«Котенок по имени Гав» придумали целую серию о том, как котенок и щенок
придумывают свой тайный несуществующий язык, который они к тому же сами
не понимают. Некоторые дети дошкольного возраста делают вид,
что разговаривают друг с другом на иностранном языке, пытаясь
имитировать его фонетику и мелодику, и получают от этого огромное
удовольствие. Вот от чего получает удовольствие ученик из Саранска:
- A gono tu skulai trides-eite, - это Паша на лангве сказал, что учится
в школе № 38 «Известия Мордовии» (корр.Татьяна Дурдаева).
Случай в Мордовии стал воистину уникальным явлением, так как инициатором
создания нового языка стал не политик, а школьник, причем задержавшийся
в периоде 7-13-летнего возраста. Именно он первым и откликнулся на
«архигениальную» идею главы Мордовии - школьник Павел Замышляев,
создавший (о май гат!) язык со словарным запасом в 500 слов, на котором
Мордовия в ближайшее время заставит заговорить весь мир. О том, что
желающие изучать язык уже есть, Н.Меркушкиным сообщалось в начале 2008
года. На наш взгляд, первыми иностранцами, освоившими созданный язык,
станут китайцы, работающие на цементных заводах Мордовии. Тем более, что
язык создан на базе китайского, английского и мордовского языков, а в
качестве основы — латинский. Простота, 500 слов, 3 падежа, в основе
– английский. Китайцам не нужна ни красота языка, ни его звучность, ни
его образность, когда лишь одно сказанное слово может вызвать в душе
человека множество ассоциаций, воспоминаний, эмоций. Заказчику нужна п р
о с т о т а и лексика времен неандертальцев, по типу «бери и тащи».
«Многие не могли поверить в создание ЕМЯ, но начало уже положено,
психологическое воздействие, пропаганда возможности создания ЕМЯ идет
по центральному каналу России и во всех средствах массовой информации
Мордовии. Подсознательное воздействие данного сюжета простое: "если даже
десятиклассник создал новый язык и начал на нем говорить, то М.Мосин
вообще без проблем сделает ЕМЯ, так что не надо «париться» всё будет
хорошо"», - вот мнение эрзянского активиста о мордовском языковом
феномене. Таким образом, Республика Мордовия, ведомая
Н.Меркушкиным, настойчиво обособляется от жизни русских и эрзян России.
Бредовая идея по созданию ЕМЯ уже заброшена в массы. Мордва в нарушении
федеральных законов ведет свои игры, вводит свои обычаи, свое право и
создает свой мордовский народ, свой фольклор и свой язык. Подобно детям
7-13 летнего возраста, прячущимся подальше от взрослых и выдумывающим
языки-шифровки для шпаргалок, мордва отходит от светской России, Все это
свидетельствует о том, что Мордовия серьезно больна и ее нужно лечить,
иначе, действительно, всему миру, придется зачитываться сказкой «Курочка
Ряба» на языке «куякухокудикулакукбакубукушке» от Н.Меркушкина.
Терюшань Сергу Н.Новгород 21.03.2010 г. |