Дорамось терди. Зов дорамы
У подножия живописнейшей горы Пандо-пря, покрытой густым смешанным лесом, вольготно раскинулось эрзянское село Вирь ало Тавла веле – Подлесная Тавла. Именно сюда и направили мы свой путь в один из жарких дней августа, в то самое время, когда окрестности были растушеваны вполне осязаемым дымом горящих лесов. К счастью, это обстоятельство не помешало нашему путешествию, и вскоре мы попали в радушные объятия Раисы Васильевны Водясовой – улыбчивой хозяйки и бессменного экскурсовода удивительного музея «Этно-кудо».
Раиса Васильевна вышла нам навстречу с душистым белым хлебом и солью – согласно старинному эрзянскому обычаю, напевно приветствуя до боли родными словами: «Шумбра чи, вечкевикс оят!». Каждый из нас отщипнул кусочек хлеба и, обмакнув в соль, съел с нескрываемым удовольствием. Экскурсия началась прямо со двора, заботливо огороженного ивовым плетнем, искусно смастеренным тавлинскими мастерами. Наше внимание привлекла выполненная в эрзянских народных традициях сцена и деревянные скульптуры, стоящие словно на страже Этно-кудо и имеющие соответствующие моменту названия: «Мир», «Наровчатка».
Вместе с нами в Подлесную Тавлу приехал скульптор Григорий Филатов, заверивший всех присутствующих, что в ближайшее будущее он постарается создать бюст легендарного хозяина Этно-кудо Владимира Ромашкина – Йовлань Оло. Воспользовавшись удобным моментом, я прочитала свой стих «В гостях у Йовлань Оло», сочиненный, можно сказать, накануне этой поездки, и передала его текст Раисе Васильевне для музея.
Хочется сказать искренние слова благодарности Раисе Васильевне, которая не только встречает с распростертыми объятиями каждого гостя Этно-кудо (именно гостя – сказать «посетителя» просто язык не поворачивается!), но и проводит огромную работу по поиску экспонатов и материалов эрзянской культуры. В частности, в настоящее время Раисой Васильевной предпринята попытка собрать воспоминания современников- друзей о знаменитом создателе этномузыкальной группы «Торама». Время – мгновенно утекающая субстанция, и поэтому, надеюсь, что почин Раисы Васильевны найдет понимание и поддержку тех, в ком свежи воспоминания об Йовлань Оло, кто чтит его память и не забывает глубоко-национальных устремлений его Духа. В связи с этим мне пришли на память рассказы о том, что Оло преднамеренно говорил исключительно на эрзянском языке, так что не знающие эрзянского языка вынуждены были прибегать к услугам переводчика. Кто-то, возможно, к этому факту относится и с определенной долей осуждения, но большинство из нас, я уверена, восхищены бескомпромиссностью Оло и его беспредельным уважением древних традиций наших эрзянских предков. Музей «Этно-кудо» замечательнейшим образом сохраняет и пропагандирует те же самые эрзянские традиции. Здесь собрана интересная коллекция предметов быта эрзянского села: от знаменитых эрзянских лаптей – карть, о которых звонкоголосо на всю страну пела эрзянка Лидия Русланова, до прялки и люльки (лавсь – именно так мягко и нежно звучит это слово по-эрзянски), без которых невозможно представить ни одну эрзянскую избу. Не обошли и мои детские годы эти родные предметы: убаюкивали и меня в младенчестве эрзянской колыбельной в подобной люльке: Конить сельминеть, тякинем, Каштмольть, матедевть. Каст курокке баягинем, Мартот касост тевть. Утю-балю, горниповнем, Сырнень лопинем. Алю, вишкине цёковнем, Сиянь покольнем. Баю-утю, люлю-баю, Люлю-баю, бай. Люлю-утю, баю-баю, Баю-баю, бай. Кстати, эрзянь лавсь изготавливали из цельного куска дерева. Представляете, какие могучие деревья произрастали в былые времена на Эрзянь Мастор?! Остается теперь только руками развести: и куда что делось!!! – не смогли сохранить и преумножить мы дары матушки-Земли, заметно оскудели ее богатства за последнее столетие. В моих детских воспоминаниях живы и лапти-карть, видавшие виды и висевшие уже за ненадобностью во дворе – кардазсо. Видимо, не поднималась рука моего прадеда Михаила Ильича (дед погиб на фронте, а прадеда я хорошо помню – высокий статный старик с окладистой бородой и густыми кудрями) выбросить их, связывали они невидимой ниточкой с той, теперь уже такой далекой седой стариной, милой сердцу, запечатлевшей годы его молодости и силы. А вот прялку – понапакарь, я застала в действии. Довелось наблюдать, как бабушка сидела за ней и неспеша, плавными движениями, словно поглаживала клок овечьей шерсти, а из-под ее уверенных знающих пальцев протягивалась тоненькая крученая ниточка, из которой позже вязались теплые носки и варежки. Именно бабушка и научила меня управлять спицами, именно она преподала первые уроки вывязывания лицевых и изнаночных петель.
Экспозиция Этно-кудо невольно заставила меня окунуться в свои детские воспоминания. Казалось бы совсем в недалеком прошлом это было, еще и полвека не минуло с тех пор, а сегодняшний день так сильно разнится от дней минувших: безвозвратно уходят в прошлое молчаливые свидетели старины, без которых немыслим был когда-то эрзянский обиход. Горница Этно-кудо свято хранит следы пребывания своего хозяина. Все вещи находятся на тех же местах, что и при жизни Оло. Здесь можно не только увидеть, но и подержать в руках, и даже, при определенном умении, сыграть на балалайке, гармошке и, конечно же, знаменитой эрзянской трубе -дораме, торжественно зовущий звук которой встречает каждого гостя.
И любой, переступивший порог гостеприимнейшего Этно-кудо, ощущает себя здесь долгожданным гостем, попавшим в ожившее прошлое, столь родное, и столь зовущее, позволяющее надеяться, что мы сможем сохранить память о нем. Сможем, если каждый из нас приложит хотя бы толику своих усилий, пробудив в себе память своих эрзянских предков.
23.08.2010 Вирява
P.S. 6 сентября в день рождения Йовлонь Оло в Подлесной Тавле на территории музея Этно-кудо традиционно состоится ежегодный фестиваль древней эрзянской песни. Приглашаются все желающие
|