Из Москвы возвращаясь в заснеженный Питер,
От мещанства плацкарты в прошпекты открытий,
Влажный воздух глотая - молочность пломбира,
Окунешься привычно в промозглость эфира.
Небо хмуро тяжелые веки смыкает,
Пусть на Лиговке лязга не слышно трамваев,
И по Невскому пусть не процокает конка,
Отголосок веков всё ж доносится звонко.
В перспективе далекой родного проспекта
Не сдается кораблик под натиском ветра.
Древнерусский кораблик эрзянского рода
Уцелел под напором небесного свода.
Неустанно плывет наш «Орёл» в поднебесье,
К Невской прибыл губе из приволжских он весей,
От Оки до Невы путь проделал нелёгкий,
Тайный код сохранив праэрзянской эпохи.
Создан был не царём, а народом эрзянским,
Тем народом, что назван сегодня славянским,
Тем народом, чье имя с золою смешали,
Чьи сыны Всея-русскую славу взрощали.
Стеньки Разина помнит он флот величавый,
Защищая пределы, за доблестной славой
Не гонялся впустую. Рассеи границы
Расширял в духе древне-эрзянских традиций.
Воды Каспия он бороздил не напрасно –
Флот иранский разгромлен. Но нет постоянства
У богини удачи: молчат летописцы,
С корнем вырваны жизни эрзянской страницы.
Но кораблик плывет в своем странствии новом:
Из безбрежности вод в небеса водруженным.
Золотится на шпице пик Адмиралтейства,
Символ Невского града, знак доброго детства.
Пусть плывёт наш «Орёл» над культурной столицей,
Указуя, куда нам, потомкам, стремиться.
Верный флюгер-маяк реет вольною птицей,
Древним родом эрзянским вновь будем гордиться.
Из весенней Москвы вновь в заснеженный Питер –
Мы к порогу спешим возрожденных традиций.
В предвкушении значимых новых событий,
От мещанства плацкарты в прошпекты открытий.
Весь - деревня, село, древнерус.
Прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый
русский военный корабль "Орел", построенный царем Алексеем Мхайловичем.
Действительно, что-то должно было служить моделью, образом, или хотя бы
воспоминанием при создании знаменитого кораблика. Его вместе с "яблоком"
в 1719 году установил на шпиле Герман ван Болес.
Это была первая перестройка Адмиралтейства, возведенного в 1704 году по собственноручным чертежам Петра I.
Затем будет перестройка, предпринятая И. Коробовым в 1723 году и А
Захаровым в 1829. Однако ни тот, ни другой не посягнули на блестящую
находку "шпицного и плотницкого мастера" ван Болеса.
Кораблик с тех пор превратился в наиболее известную эмблему города, в
его символ. И уже в то время началось вокруг него мифотворчество, потому
что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с
корабликом на "шпице" Адмиралтейства не имел.
В поисках истины заглянули в допетровскую историю. Оказывается, тишайший
царь Алексей Михайлович построил в 1668 году первый русский военный
корабль "Орел".
Размеры его были невелики - чуть более двадцати метров в длину и шесть с
половиной в ширину. На нем впервые был поднят русский морской флаг.
"Орел" строился на Оке и первое свое плавание совершил по Волге от села
Деденёво до Астрахани.
Однако там был захвачен отрядом Степана Разина и сожжен. Сохранилось
изображение этого "прадедушки русского флота", сделанное неким
голландцем.
И, пожалуй, некоторое сходство рисунка с корабликом на шпиле Адмиралтейства действительно есть.
В 1886 году при очередном ремонте Адмиралтейской иглы кораблик был снят и
помещен в военно-морской музей, а на его место помещена точная копия. http://www.petersburg-mystic-history.info/ru/monum_2.html
Казацкий отряд Разина на 24 судах направился к берегам Ирана, разорил
каспийское побережье от Дербента до Баку и достиг Решта. Во время
переговоров персы напали на них и убили 400 человек. Казаки разгромили
город Ферахабад. Близ устья Куры на казачьи суда напал иранский флот, но
потерпел полный разгром. http://ru.wikipedia.org/wiki/1668