Письмо семнадцатое 23.09.99.
ДРОБЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. ХРИСТИАНСТВО-ЭТО ИСТОРИЯ ЧУЖОГО НАРОДА
С подъёмом национального самосознания
когда-то единая христианская церковь, распавшаяся затем на греческо-православную и римо-католическую, начала всё
больше и больше дробиться: появились
армяно-грегорианская церковь с
богослужением на древнеармянском языке (грабар), а на Востоке ещё эфиопская с богослужением на
древнеэфиопс-ком языке (гэзэ),
сирийская с арамейским (сирийским) языком
богослужения, коптская (египетская) с коптским языком, для славян с церковно-славянским
(древнеболгарским) языком,
грузинская с древнегрузинским языком, для народа коми Степан Храп
(Стефан Пермский) перевёл часть христианских
текстов на древнепермский (коми) язык. Так было на Востоке. Но всё больше к
народным языкам, а не к латыни, прибегали и на Западе. Первой здесь
стала Англия, где образовалась независимая
от Рима англиканская церковь, и Библию
перевели на английский язык. С распространением протестантизма Библию перевели на немецкий, французский, скандинавские языки, финский, венгерский,
эстонский, а затем саамский.
К таким переводам вынуждена была прибегнуть
и католическая церковь, но в отличие от протестантов,
переводивших непосредственно с еврейского и
греческого, католики, чтобы не возникла «ересь», переводили на
национальные языки... с латинского перевода Библии.
В общем, всю эту сложную картину развития и
дробления христианства можно, обобщая, объяснить так:
христианство возникло как « вселенская» имперская
религия, но потом с распадом Римской Империи и национальным развитием отдельных народов оно вынуждено было всё больше национализироваться, приближаться и по языку, и
по восприятию к культуре усвоивших его народов. Святые и евреи Иудеи, современники Иисуса Христа, на картинах
итальянских художников и своим
обликом и одеждой — типичные
итальянцы и итальянки 14-16 веков. На православных иконах, что отражено
и в русской иконописи, это типичные смуглые и черноглазые греки. А на многих украинских иконах 16-17 веков это типичные
украинские казаки и казачки.
Но как ни старалось христианство
приблизиться к европейским народам, всё же в нём очень много
восточного, еврейского, чуждого им. Отсюда их
неудовлетворённость, стремление, особенно сильное у протестантов,
понять, истолковать, создать ( или воссоздать) в
христианстве что-то, что бы их максимально удовлетворяло... и всё новые и новые
разочарования и поиски. И несмотря на все
усилия сделать христианство национальной религией отдельных конкретных народов, надо сказать, оно при всей своей потенциальной вселенскости, космополитизме в наибольшей степени
устраивает только имперские, великодержавные народы и государства. Отдельные,
особенно негосударственные народы, христианство защищает плохо. А ведь ещё
апостол Павел в одном из посланий призывал
обращаться к верующим на их языке, потому что сам он говорил,
что когда слышит богослужение даже на понятном, но не
своём языке, уши его слушают, а сердце спит.
Не могут христиане, в том числе и
православные, принять и понять христианство и потому, что для
большинства народов вера эта чужда по своей национальной
традиции. Ведь исходно это вера эллинизированных
(огречившихся) евреев. Речь и в Ветхом (особенно), и в Новом Завете идёт об
Иерусалиме, Иордане, Аврааме, Исааке, Рахили,
Саре, и местах, и именах, и людях, совершенно далёких от них.
Это интересная, временами захватывающая история некоего народа, однако чужого
народа. В письмах индийского брамина, сочинённых
Вольтером, тот с удивлением сообщает своему индийскому другу в Индию: «а вера у
них, т.е. христиан, не своя, это вера одного маленького народа
пастухов и банкиров, которой они почему-то придерживаются». Речь идёт о
евреях, которые в древности, как и арабы, больше всего занимались выпасанием скота, а после изгнания со своей Родины вынуждены были, чтобы сохраниться, переключиться на коммерцию, стать банкирами.
Это еврейство в христианстве, которое никак
нельзя из него вытравить, но которое, к сожалению, не только не сблизило христиан с евреями, а, наоборот, разожгло их взаимную вражду (они не могут разделить общее, каждый по-своему его понимая), вызвало у христиан двойную и противоположную реакцию. С одной стороны, появились и появляются христиане, утверждающие, что Христос был не евреем,
арийцем, и за что его распяли евреи, хотя, конечно, это чушь. С другой стороны, часть христиан, видя столь сильно развитую в христианстве еврейскость,
включают в свою обрядность (и часто очень сильно) еврейские черты: празднование субботы, а не
воскресенья, отказ от свинины, обряд обрезания. Есть и были случаи прямого
перехода христиан (и
православных) в иудаизм. В средние века стала иудаистами часть норманнов (варягов),
очутившихся в Средиземноморье. В 14 веке в Великом Новгороде появилась секта
жидовствующих, позднее с
помощью жесточайшего террора уничтоженная. Эти русские, всё больше вникая в Библию, нашли, что это книга еврейская,и решили стать по вере
евреями... Уже в наши дни в Воронежской области живёт, а, может, уже жила, — они теперь уезжают в Израиль, — община русских,
перешедших в еврейскую
веру. Соседние русские, православные, обзывают их «жидами», хотя и разговорный язык, и облик у них типично русские. Их оттолкнула от себя православная религия
своей казённостью, лицемерием,
службой сильным мира сего, и они приняли,
как свою, еврейскую веру.
Итак, на глазах происходит распад, разложение христианской веры. Многое в ней не устраивает людей порога
3-го тысячелетия нашей (христианской)
эры. Трудно верить во многие чудеса, совершённые Христом, например, воскрешение Лазаря. Интеллигенция, образованные христиане
склонны воспринимать это как аллегории (иносказания), преувеличения. А кое-что просто объясняют филологическими
недоразумениями. Так говорят, что
библейское предсказание о непорочном зачатии
и рождении Мессии (Христа) девственницей возникло у христиан потому, что
они, плохо понимая еврейский текст, слово,
обозначающее одновременно и девушку, и молодую женщину (элемент её
девственности там специально не подчёркивался)
восприняли эту часть текста как указание именно на девственность женщины, которая должна родить Христа (Мессию). Оба слова, греческое и еврейское, имеют
значение «Помазанник», т.е. царь Израиля или христиан.
И вот, между христианством, порождённым, по
сути, иудаизмом, впитавшим в себя элементы греческого, египетского, а, возможно, и индийского, и иранского вероучений,
и иудаизмом исконным возникла издревле, чуть ли не с истоков христианства и продолжающаяся до сих пор, незримая духовная битва. Христианство явно терпит крах. Империи ныне рушатся, всё больше на первый план выдвигается
нация, её ценность. И как в Природе мы всё больше ценим её многообразие, не даём ему погибнуть, так всё больше ценим его в людях, в их национальном своеобразии.
Это не значит, конечно, что каждая нация замкнётся в своей национальной скорлупе, что все «разбегутся по национальным
квартирам», как нас некоторые уверяют. Напротив. Люди, силой сведённые на
«коммунальной кухне», поневоле ссорятся, их
терроризируют нахрапистые нахалы, захватившие над ними власть. Живя изолированно, каждый на своей «территории»,
чувствуя себя хозяевами, они, напротив, начинают тянуться друг к другу, более доброжелательно интересоваться жизнью соседей.
И вот иудаизм, чудодейственно сохранивший
еврейскую нацию, становится притягательным, образцом для подражания. Значит
ли это, что все должны становиться евреями по вере?
Нет, конечно. Речь совсем не о том. Напротив, надо так же, как они, глубоко любить и почитать Веру, Своих
Предков, придерживаться веры, наиболее гармонично связанной со своими национальными традициями, представлениями о мире, природе. Такая вера будет для любого народа
сильнейшей опорой в его бытии. Она поможет ему сохранить своё
национальное лицо. Особенно это важно для тех народов, национальность и язык которых оказались под угрозой.
О.
Ткаченко |