Богатая земля
Автор: Ракшин Олег
"Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых..." А. Блок
Часто
любознательные гости Самары задают экскурсоводу вопрос: «Почему на
гербе города красуется коза»? Считается, ответ очевиден и широко освещен
в краеведческой литературе: поголовье самарских коз, по сравнению с
другими городами Российской империи, превышало все статистические нормы.
И, вообще, российская геральдика есть некий символический зоопарк -
медведи, львы, козлы, лошади, олени. Встречается экзотика в виде
грифонов, единорогов и птицы Гамаюн. Специалисты считают - прообразы
русских гербов следует искать в боспорских царских знаках, астральных
изображениях и в княжеских символах Рюриковичей.
Однако,
православных иерархов, сурово расправлявшихся с любой формой церковного
инакомыслия, языческие символы на гербах христианских городов, не
смущали. Так, в конце 1850-х годов управляющий гербовым отделением
Сената Борис Васильевич Кёне предложил использовать в качестве символа
недавно образованной самарской губернии – «дикого козла», вместо «белой
козы». «Горделивый серебряный козёл на лазоревом щите внушал уважение
своей уверенностью и мощью. Усиливали впечатление золотые рога,
червлёные глаза, язык и чёрные копыта». Впечатленные сенаторы позабыли - в христианстве козел это дьявол, проклятый грешник, похоть и непостоянство.
А между тем, выбор был.
Не всякий самарец знает, что в качестве официального символа Самары в 30-х гг. XVIII века планировали следующий герб: «Могила
зеленая, знак золотой, поле лазорево, а знак как видится в толковании
доктурском или аптекорском, которое значит серу горячую, понеже, что в
Самаре много могил и в земле множество родится серы». Естественно,
герб с «могилой» забраковали. Через 120 лет в 1850 году министр
внутренних дел Российской Империи Л.А. Перовский предложил Сенату свой
вариант герба будущего губернского центра: лазоревый щит, разделённый
серебряным вилообразным крестом, символизировавшим слияние рек Волги и
Самары. В верхней части помещался золотой рог изобилия, из которого
сыпались золотые монеты (как олицетворение богатства, полученного от
торговли). В нижних частях помещалось по одному золотому снопу пшеницы,
как символы главного объекта этой торговли.
герб
Самары на открытке РГО 1856 года. Обратите внимание на животное - то ли
коза, то ли олень, не понятно. Цвета совершенно не соответствуют
официально принятым. Ошибка? Но в Русском Географическом Обществе
служили сверхосведомленные чиновники
Вариант Перовского император Николай I отверг и предписал: использовать в качестве символа старую эмблему, - «в голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорской короною».
На первый взгляд, идея Перовского, скажем так, более симпатична - Рог
изобилия, снопы пшеницы, золотые монеты – красота! Однако, выбрали
«серебряную козу», вероятно, объяснив, сей выбор так. Город Самара
получил герб 22 декабря 1780 года вместе с другими городами Симбирского
наместничества, и этот герб в точности повторяет эмблему Самары из
Знаменного гербовника 1729 года, а так как символы городов назначаются
раз и навсегда, в качестве официального самарского тотема оставили
«Козу».
С тех пор немало копий сломано в процессе дискуссий - почему на герб поместили козу? «Надо
думать, что на мысль дать Самаре в герб названное животное, хотя и
фантастического цвета, навели существовавшие еще тогда в Самарском крае
стада сайгаков, ныне совершенно исчезнувших», – предполагал
знаменитый самарский городской голова Петр Владимирович Алабин. Если
следовать логике Алабина, по мнению специалистов из геральдической
конторы 18 века, вокруг города Сергиевск водилось множество лис, а
Ковров славился изобилием зайцев. Правда, геральдист, не последняя
инстанция — символы городов утверждались высочайшим указом,
следовательно, царствующие особы прекрасно понимали, герб любого города в
первую очередь - символ.
Понятие
символа относится к важнейшим категориям философии и до сего времени не
имеет общепринятого определения. Символ состоит из двух компонентов:
знака (внешняя форма) и значения (идейное содержание). Например,
пионерский галстук состоит из красной треугольной материи это внешняя
форма. В прошлом любой пионер знал и символическое значение галстука -
во-первых, символ принадлежности к пионерской организации, во-вторых,
символическая частица знамени пионерской организации. В-третьих, три
конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений:
коммунистов, комсомольцев и пионеров. И что очень важно, обладателю
пионерского галстука не нужно каждому встречному сообщать: «Я, пионер!»
За него всё сообщит красный шейный платок - галстук. То есть символ
обладает удивительным свойством – тотальной совокупностью информации об
объекте. Прежде чем раскрыть символическую сторону самарского герба,
обратимся к истокам, то есть к моменту появления в России геральдической
конторы.
граф Франциск де Санти
По
рекомендации Якова Брюса (1) Петр Великий пригласил в Россию
пьемонтского дворянина Франциска Санти для «отправления геральдических
художеств». Часто его ошибочно называют первым русским герольдмейстером,
что неверно, так как должность Санти была иной: товарищ
герольдмейстера, говоря современным языком, заместитель руководителя
герольдмейстерской конторы. Задачи Санти решал грандиозные. Ему
предстояло составить «гербы всех царств, королевств, княжениев и провинцей Российского империя»,
и, дабы собрать больше данных, Санти разработал и разослал по городам
империи анкету с рядом вопросов: чем сей населенный пункт, по мнению
руководства, примечателен. Полученные сведения переводил Иван
Васильевич Ардабьев, с января 1722 года обучавший Санти русскому языку.
Далее, Санти выбирал наиболее значимую, по его мнению, информацию и
воплощал её в геральдическом символе. В 1727 году Санти арестовали по
обвинению в заговоре.
После
ареста, часть архива Санти пропала вместе с его верным помощником
Ардабьевым, часть, послужила основой для создания знаменного гербовника
1729 года. И хотя художником, изобразившим для самарского герба «белую
дикую козу», считается артиллерийский сержант Александр Чирков, в
литературе высказывается мнение - эмблемы знаменного гербовника, по
существу, являются копиями рисунков, сделанных Санти. К деятельности
«графа Сантия» у историков накопилось много вопросов, главный из которых
имеет самое непосредственное отношение к теме нашего исследования: «В
какой мере использовал Санти присылаемые сведения для составления
городских гербов? Какие городские гербы и областные гербы нарисованы под
его руководством и что лежит в основе того или иного изображения,
символа? На эти вопросы мы не найдём ответа в литературе, так как не
сохранились или до сих пор не обнаружены рисунки гербов, сочинённых
Санти» (2).
- Тупик?
- Нет.
Вновь
упомянем имя переводчика Санти Ивана Васильевича Ардабьева. Ардабьев
личность неординарная, в нашем рассказе ключевая. Как выпускник
Славяно-греко-латинской академии, вполне мог считаться одним из самых
образованных людей России - студентом изучал европейские языки,
грамматику, пиитику, риторику, логику, физику на латинском и греческом
языках. В разное время, академию окончили Антиох Дмитриевич Кантемир,
Михаил Васильевич Ломоносов, Василий Тредиаковский, Леонтий Филиппович
Магницкий и многие другие выдающиеся сыны России.
Ардабьев
разбирался в вопросах геральдики, как мы упоминали, учил Санти русскому
языку, переводил присланные из провинции анкеты, а после ареста графа
исчез вместе с архивом. Обратим внимание на фамилию помощника Санти.
Скорее всего, она произошла от эрзянского прозвания – прозвища
означающее место рождения человека. Иван, сын Василия по прозванию
Ардабьев – человек из Орданьбуе (3). Можно предположить, Ардабьев -
выходец из высших слоев общества, принадлежал к княжескому эрзянскому
роду, следовательно, владел информацией не понятной выходцу из
Пьемонта.
Считается,
что основным языком общения в Российской империи XVIII века служил
русский язык. И переводил Ардабьев анкеты, написанные исключительно
по-русски. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. В 1912
году К. Ф. Валишевский в книге «Иван Грозный» писал: «Съ
этнографической точки зрънiя девять десятыхъ страны имъли только то
русское населенiе, которое оставила здъсь прокатившаяся волна недавняго
колонизацiоннаго движенiя. Не было необходимости въ то время "скресь"
русскаго, чтобы найти татарина и особенно финна. Основой населенія
вездъ являлось финское племя". Столпы российской истории
единодушны - Великороссы, это коренное население России "заговорившее"
по-русски» и на бескрайних просторах Российской империи еще 18 веке
преобладала иная языковая реальность. Возможно, Иван Васильевич Ардабьев
часть анкет переводил для Санти с другого языка, конкретно эрзянского,
который, по мнению Дмитрия Владимировича Бубриха (4), является
финно-угорским санскритом – прародителем. Именно на диалектах эрзянского
языка разговаривали древние племена: мурома, меря, мещера, чудь, весь,
оставившие после себя «тысячи нерусских названий городов, сёл, рек и урочищ» (В.О.
Ключевский "Курс русской истории" СПб. 1904 год). Отсутствие в анкетах
полной информации о населенном пункте, Ардабьев восполнял знанием
истинного перевода топонима, черпал сведения из источников нам ныне
неизвестных, однозначно не русскоязычных, тем не менее, понятных
посвященным еще в 18 веке.
герб города Арзамас
Например,
загадочные стропила на гербе города Арзамас есть русифицированное
словосочетание се торо пе алов - это концы мечей вниз. Перевод вполне
адекватно объясняет причину появления этого изображения: «на гербе
города отражена его историческая заслуга. Изображение стропил один над
другим с соприкасающимися остриями означает военную схватку,
закончившуюся победой одного из противников (того, что сверху)».
герб города Старица
Если
название города укладывалось в рамки понимания «графом Сантием»
русского языка, рисовался «говорящий» герб: город Старица — пожилая дама
с клюкой, одета по-зимнему. Хотя герб к ковыляющей старушке не имеет
ровным счетом никакого отношения, эрзянские слова ста, руцяшить, женская одежда. Не удивительна экономическая основа города Старицы: швейное производство и льнообрабатывающий завод. означают
Дабы
понять логику создания самарского герба, определим значением слова
Самара. Версии существуют всякие, однако единого мнения нет. Считается,
что город Самара поименован по названию реки Самара. Дешифруя слово
«самара», историки пытаются определить его суть, обращаясь к языкам
племен в разное время проживавших в междуречье Самары и Волги, забывая
при этом о народах оставившим после себя самые крупные археологические
памятники золотоордынского периода – эрзя и мокша. На данный момент
таковых памятников семь: на правобережье Волги, в том числе, огромное
древнее мокшанское кладбище у села Муранка и на левобережье, на
территории Самары.
В том числе,
"Обширныя,
но малоизвестные кладбища находятся по речке Самарке (близ г.Самара),
на урочищах Ласка панда (Власова гора) и Верьгезь панда (Волчья гора),
среди мордовских поселений. Из находок в этой местности замечательные
своеобразные железные кинжалы и мечи. Наконец на днях получил я известие
об открытие минувшим летом в 3 верстах от Самары обширного могильника с
находками ледянского характера..." ("Русская историческая
география, "МОРДВА", курс лекций читаемых в 1908-09 году в Московском
Археологическом Институте С.К. Кузнецовым, стр. 21, 1912 г.)
В
начале 20 века при строительстве дач в поселке «Барбашина поляна» был
обнаружен эрзянский могильник, в котором упокоились по самым скромным
подсчетам не менее 5000 человек. Вдумайтесь, 5000 человек! Для
средневековья это огромная цифра. К слову сказать, в столице Золотой
Орды проживало около 7000 человек, а так называемый Муромский городок
населяло 10 000 горожан. Площадь некрополя – 17 Га, сопоставима по
размеру с современной площадью Куйбышева. Некоторые могилы были весьма
богатыми и содержали изрядное количество серебряных украшений.
Следовательно, в 14-15 вв., то есть в эпоху предполагаемого визита
митрополита Алексия в самарское урочище, рядом с захоронением на
территории Барбашиной поляны существовал крупный укрепленный город,
остатки которого в данный момент найти вряд ли удастся. То, что сию
местность населяли представители эрзи, говорят сохранившиеся знакомые
всем самарцам топонимы: Барбашина поляна и Мазин угол. В переводе с финно-угорского санскрита мазин - мазы означает красивый, а Барашина поляна от барбо – крыжовник.
Раскроем
этимологию реки Самара (5) и пристани-поселения Самар с помощью
эрзянского языка - значение топонима и гидронима наполнятся удивительно
конкретным содержанием. Неоднократно приходилось слышать язвительные
замечания по поводу легенды, объясняющей происхождение названия реки.
Мол, что мне Ра? Я и сама Ра. Ну, не может быть сия легенда
правдоподобной, сообщают историки, так как нарушен принцип историзма: сама слово русское, а Ра
древнегреческое обозначение Волги. Сообщаем, эрзяне, мокшане, как
называли главную водную артерию Руси Рав, Рау, Ра (Бурный поток), так
продолжают называть поныне.
"Река Волга. Можно почесть памятником мордвы, потому что на мордовском языке она называется Рава (Ра ава: Волга-мать, автор),
каковое название произошло от древнего ее названия Ра, из чего видно,
что мордва при Волге обитала еще в глубокой древности. Этому памятнику
могут служить подтверждением еще следующия, около Волги встречающиеся
реки и урочища". ("Памятники мордовской старины", о. Василий Орлов, стр 5, из журнала М.В.Д., ч. XXXIII, кн.3, 1851 г.)
А глагол само переводится, как приходить. Получаем вполне осмысленное предложение само Ра – река, приходящая в Волгу. Кто оспорит очевидное?
Загадочное поселение Самар, был построен на возвышенности, вероятно, носившем название Сея марКозий холм.
Со временем, значение и звучание топонима, гидронима забылись, слившись
в слове Самара. Однако, Санти, с подачи Ардабьева, или сержант Чирков,
рисовали не просто герб города, изображался символ. А символ, как
говорилось ранее, многозначен. Почему коза серебряного цвета? Дело в
том, что в эрзянском языке слова серебро и коза звучат практически одинаково: сия и сея.
Серебро для средневековья редкий, дорогой металл символизирует чистоту и
богатство. Коза тот же символ богатства, так как козя - эрзянское
богач, богатство в дальнейшем трансформировалось в хозяина – хозяйку и
замечательные пословицы: «где коза рогом, там жито стогом, где коза хвостом, там жито кустом».
Не случайно министр Внутренних дел Российской империи Перовский
предлагал герб с рогом изобилия, изливающим золотые монеты. Лев
Алексеевич знал, Самарская земля – богатая земля, что по-эрзянски звучит
– козянь мастор. Русское ухо воспримет данное словосочетание как
Козье место. Правда, нужно заметить, в эрзянском языке устойчивое
словосочетание козяньмастор отсутствует, однако есть понятие Родина – касы мастор, что опять-таки созвучно «козьему месту» по-русски. -
Коза Амалфея. "Символы и эмблимата"
Скорее
всего, Лев Алексеевич Перовский предлагал свой вариант герба, как
вместилище изотерических знаний. Напомним, рог изобилия связывают с
мифической козой Амалфеей, вскормившей своим молоком Зевса в пещере, и,
не где-нибудь, а на козьей горе.
герб города Сергиевск
Герб Сергиевска необходимо рассматривать так же, как и герб Самары: некий знак, символизирующий реалии местности. «В
верхней части щита герб Уфимский. В нижней - золотая лисица в зеленом
поле, в знак изобилия этими зверями окрестностей города». Вероятно, ранее считалось, что лисы водятся исключительно в районе Сергиевска. Мне думается иное: лисьма по-эрзянски означает колодец, источник, родник, а энциклопедия услужливо подсказывает – город знаменит серными источниками.
Вспомним,
согласно присланной анкете, город Самара славился не хлебной торговлей,
как думал впоследствии министр внутренних дел и не огромными стадами
пасущихся сайгаков-коз. Могилы, огромные территории вдоль Волги занимали
могильные холмы, поражая путешественников. Стоп. По-эрзянски могила - калмо.
То есть, почти созвучно с русским словом «холмы». Созвучие сие
закономерно, в русский язык слово «холм» попало из эрзянского, так как
по мнению ряда археологов насыпать курганы-холмы над захоронениями
первыми начали финские племена. Как "могила" попала в описание герба?
Предположим.
Некто
прислал в СПб анкету с описанием самарских достопримечательностей: есть
холмы, в холмах сера. Но в герольдмейстерской конторе слово "холм" прочитали как эрзянское колмо. Ага, так и запишем: "Могила зеленая, знак золотой..."
Чем знаменит город Самара?
Правильно,
тем, что находится напротив Девьих гор. Горы так назывались не от того,
что там обитало много девушек, нет. Просто «Девьи», это эрзянское слово
диво - удивляться. Действительно, Жигулёвские горы – удивительные по
своей красоте «горо-могилы», то есть холмо-горы. И знак серы над
«могилой» хотели изобразить не случайно: добыча серы на потребу
петровской оборонной промышленности совершалась в удивительных – Девьих
горах.
Дивные
горы стали Жигулёвскими в конце 18 века после подавления «восстания
Пугачёва», когда, вероятно, часть населения Самарской луки уничтожили,
часть выселили, стерлись в памяти народной мифы о Великой Богине -
Матери, прилетавшей на землю в виде Солнечного Голубя.
Но это уже совсем другая история.
Список литературы: 1. Соболева Н.А. "Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв." 2. А.Н. Завальный, В.Н. Зинченко, В.С. Мокрый «Государственные символы Самарской области». , 1999 4. "Свод законов Российской империи" стр. 500 5. Валишевский К. "Иван Грозный" стр. 16, 1912 6. "Эрзянско-русский словарь". Саранск. 1993 8. «Герб Самары и области", Samara.ru. Самарский информационный портал 10. "Русская
историческая география, "МОРДВА", курс лекций читаемых в 1908-09 году в
Московском Археологическом Институте С.К. Кузнецовым, стр. 21, 1912 г. 11. "Памятники мордовской старины", о. Василий Орлов, стр 5, из журнала М.В.Д., ч. XXXIII, кн.3, 1851 г. 13. Евгений Четвергов "Сырнень човалят", Саранск, 1995
Ссылки:
1.
Яков Брюс - граф Российской империи, один из образованнейших людей
России петровской эпохи. Знал шесть языков, открыл первую российскую
обсерваторию. Народная молва приписывала Брюсу славу чернокнижника и
чародея.
2. Соболева Н.А. "Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв." стр.49, 1981
3.
Орданьбуе эрзянское название города Ардатов в современной республике
Мордовия. Кстати, фамилия художника Военной коллегии, официального
автора самарского герба - Чирков, производная от эрзянского прозвища
чирьке - дуга
4.
Дмитрий Владимирович Бубрих (13 (25) июля 1890, Санкт-Петербург — 30
ноября 1949, Ленинград) — российский и советский лингвист, профессор
(1925), доктор наук (1937), член-корреспондент АН СССР (1946), один из
создателей отечественного финноугроведения.
5.
Уса, эрзянское Усия имеет два значения: залив и остров, то есть «залив у
острова», то, чем по сути Уса и является. Есть еще одно значение слова
Усия – остров духов. Соотнесение с усами неких воинских братств
необходимо рассматривать как курьез. Река Сок не от слова «сочный», а от
сокамс - пахать, сока – соха, то есть река, протекающая через пашни.
Возможно от сокс – лыжи, лыжная река.
http://excursion-63.ucoz.ru/publ/alternativnaja_istorija_samarskogo_kraja/bogataja_zemlja/6-1-0-27
http://www.erzan.ru/news/bogataya-zemlya
|