В
начале февраля музей эрзянской культуры по традиции организовал и
провел итоговую фотовыставку "Раськень Валдо". Выставка была расширена
новым разделом эрзянской графики. Среди планшетов выделяется крупным
цветным снимком фото культового камня. Летом 2009 года экспедиция музея
проводила поиск и обнаружила на берегу реки Мокши в глубоком овраге
огромный яйцеподобный камень - возможное место захоронения Олены
Эрзямасской, на это указывает и расшифрованная нами пиктограмма. Этот
снимок мне переслал из г. Воронежа знакомый эрудит Пегарьков. В
телефонном разговоре он порадовал меня тем, что к моей статье "Пазонь
тердема" ("По зову бога") серьезно отнеслись в далекой Индии, особенно
заинтересовал камень. На присланном снимке - культовый камень народа
брахма. Этот индийский камень очень схож с камнем, найденным нами, - та
же символика. Напомню читателю, что камень яйцеобразной формы размером
2,5 на 2 метра был разделен двумя линиями, делящими поверхность по
горизонтали на три плоскости . Это символическое разделение мира на
верхний мир бога, на мир людей (живой крови) и мир умерших. В средней
части находится глубоко вдавленная пиктограмма. Скорее всего, мемориал и
капище воздвигали соратники легендарной Олены-ушмодея. На индийском
камне символика повторяется. Камень древних ариев глубоко врос в землю,
но текст остался снаружи. Глубоко тесненные канавки хорошо читаются.
Расшифровка текста не самоцель, текст - это молитва богу Ра
аграрно-культового характера.
Идентичность
этих двух камней в разных частях света поразительна. Напрашиваются
очень интересные выводы, что в глубокой древности на протяжении 4-х
тысячелетий у наших предков была общая культура, общие представления о
мире, философия жизни и ценностей. Древние народы, покинув Поволжье,
распространили свою традиционную культуру по всему миру, что мы и
наблюдаем в топонимике и культовой графике. Род эрзянский и все его
духовное богатство пришло из неолитического ренессанса. В этом постоянно
убеждаешься, знакомясь с народной графикой, открывая ее тайны.
Индийская земля хранит немало тайн. В древнем городе Махабалипурами
сохранился комплекс храмов. Они поражают воображение не только
монументальностью, но и тем, что вырублены из сплошной скалы. Около
известного прибрежного храма Шивы (VIII) века современный исследователь
Томасс Риттер делает свои выводы о том, что при возведении храмов
использовалась невероятно сложная и трудная методика. Даже располагая
современными средствами, такое сложно повторить.
Особенно
интересны для нас огромные яйцевидные по форме отполированные валуны,
весом десятки тонн. Здесь же, рядом, места их изготовления - гнезда в
скале, глубиной 2 м и по окружности 2, 5 м. Даже при детальном осмотре
нельзя заметить следа резца.
Найденное
нами Оленино яйцо и другое, исчезнувшее, поменьше размером, – это литые
камни, цементированные в яме в мешке из бычьей шкуры. Так утверждают
знатоки, но как знать. Утраченная технология литья камня, возможно,
применялась с древнейших времен. Разрушенный кладоискателями мемориал
Олены-ушмодея и ныне не утратил своего значения.
Однако
в Мордовии те, кто, казалось бы, по долгу службы обязан был исследовать
этот памятник, не проявляют никакого интереса. Лишь газета "Столица С"
командировала корреспондента. В результате появилась сенсационная статья
якобы о новом найденном доказательстве 1000-летия мордвы с Русью. О
связи камня с именем Олены, ставшей святой для народа, ни слова. Больной
голове дороже бредовая истина вождя, нежели научный подход.
Музей эрзянской культуры, Николай Аношкин Февраль 2011 г.