Вот
мое видение "эрзянь раськекоцт". Флаг эрзянского народа обозначает
принадлежность его носителя или события, при котором он используется, к
этно-культуре собственно всего эрзя-народа. А также означает их важность
(каждого носителя и события) для сохранения и развития всего народа в
целом, его языка и культуры. Использование на эрзянском флаге трех
цветов и горизонтальное их расположение свидетельствует о том, что флаг
эрзянского народа выполнен в европейских геральдических традициях.
Это неслучайно. Эрзяне в значительной мере связаны исторически,
генетически и культурно с Европой, нежели с Востоком. Данное
обстоятельство позволяет сделать предположение о том, что эрзянский флаг
есть гармоничное продолжение теории о европейско-балтийском
происхождения эрзян и означает их стремление быть полноправными членами
европейской семьи народов. Флаг имеет три основных цвета. Сверху
вниз: белый (свобода), красный (жизнь), черный (земля). Смысловой ряд:
«Свобода-Жизнь-Земля».(Это европейские ценности!). Цвета флага повторяют цвета узоров мужских и женских эрзянских национальных костюмов.
Остановлюсь на черном цвете. Черный цвет - это не только цвет земли, но и
цвет пулая - набедренной части эрзянского женского национального костюма.
Отсюда вывод, что для наших предков-эрзян черный цвет - это не цвет
траура (к которому мы привыкли), а цвет символизирующий матушку-землю,
плодородие и женское начало. Для эрзян это - Паксява, а в более широком
значении - Масторава-Родина. Если считать при этом красный цвет - кровь, символом народа-эрзи, а белый, самый верхний из всех цветов
флага, - символом Инешкипаза, то получается следующий смысловой ряд:
«Инешкипаз - Эрзя - Масторава». А это уже выраженная в цветах квинтессенция
эрзянских национальных ценностей и интересов! Кто знает: какой смысл
вкладывали наши предки в цвета узоров на своих костюмах?! Полагаю,
кроме основной трактовки значений цветов обоснованным будет считать
также следующую трактовку: Масторава (черный цвет), дает опору и жизнь
эрзе (красный цвет), который живет и трудится на ней. А над эрзей и
Масторавой-Инешкипаз (белый цвет или серебристый), защищающий Мастораву и
эрзю и покровительствующий им. Коснусь соотношения флагов
эрзянского и флага РМ. Вот вырезка с сайта ОАО «ВолгаТелеком» филиал в
РМ о флаге РМ: «В целом флаг нашей республики прочитывается как
геральдическая фраза: "Мы хотим жить - (мареновый цвет) в духовной
чистоте - (белый цвет) в добре, тепле, открытости - (восьмиконечная
розетка) свободно развиваясь на своей плодородной земле - (сине-черный
цвет)”. Полагаю, в этой геральдической фразе заложены нотки тревожности.
Вслушайтесь: «Мы хотим жить…», «в добре, тепле…», «свободно
развиваясь…». Фактически не геральдическая фраза-расшифровка цветов
флага РМ, а обращение к неопределенному кругу слушателей (то есть
непонятно кому), в котором озвучиваются недостающие для счастья вещи.
Это мое видение государственного флага РМ. Закон о государственном
флаге РМ от 14 ноября 2002 года (в ред. Закона РМ от 04.07.2006 N 46-З)
четко установил: Флаги организаций и общественных объединений не должны
быть идентичны Государственному флагу Республики Мордовия.
Государственный флаг Республики Мордовия не может использоваться в
качестве геральдической основы флагов организаций и общественных
объединений. Каково соотношение эрзянского национального флага с
флагом РМ? Судя по геральдической расшифровке цветов и ареала
использования, полагаю - никакого. Флаг эрзянского народа не является
государственным флагом, не закреплен официальными документами, не
используется в государственных учреждениях и органах власти. Отсюда его
неизвестность для широкого круга и малая узнаваемость! Однако, это не
умаляет его основной и главной характеристики: эрзянский национальный
флаг есть суть этнический, отражающий ценности эрзя-народа и его
стремление к созиданию. Как минимум знать о флаге должен каждый,
считающий себя эрзей. Хорошо, если каждый эрзянин будет иметь флаг дома и
его близкие будут видеть его и знать что он означает. Еще лучше, если
флаг будут видеть не только близкие, но и другие люди и тогда они станут
им интересоваться. Эрзяне и те, кто считает себя таковыми по крови
и по мысли! И все неравнодушные! К Вам обращаюсь. В первую неделю июля
2010 года под Тольятти на Мастрюковских озерах пройдет очередной
фестиваль бардовской песни (Грушинский фестиваль). Люди приедут со всех
концов страны и мира. Уверен будут и эрзя. (Кстати, среди исполнителей
авторской песни есть и эрзянского происхождения. Панюшкин, например.) Не
стесняйтесь, вывешивайте над своими палатками эрзянские национальные
флаги! Пишите на них и на своих палатках: «Эрзянь Мастор»! Это Ваш флаг,
и земля ваших предков! Проявите творческий подход. Не бойтесь, никого
не обидите - допускается любое уважительное использование флага! В нашей
жизни национального и родного должно быть больше!