Перепись 2010 г. может стать для выживания
эрзянского народа решающим фактором. Для того чтобы решать проблемы
сохранения и развития национальной культуры и языка, необходимы точные
сведения о численности людей, которые определяют свою национальность
как ЭРЗЯ, нужно знать численность носителей живого разговорного
эрзянского языка, степень этнического самосознания эрзянского народа.
В ходе сбора сведений по переписи, эрзянам необходимо не только знать
свои права, но и соблюсти законность, преднамеренно нарушаемую в
настоящее время организаторами переписи в Мордовии.
Целью
данной статьи является раскрытие имеющихся и возможных противоправных,
незаконных действий властей, неприемлемых для демократической страны.
К примеру, мордовская власть выстроила свою позицию так, что в
республике Мордовия искусственно и специально создали чрезвычайно
опасную ситуацию с языком и национальной культурой эрзянского народа.
Постоянное снижение численности населения эрзянской национальности за
последние двадцать лет, как на территории Мордовии, так и в стране в
целом, составило более 300 тысяч человек. Важнейшими причинами этой
демографической катастрофы Эрзя народа следует считать обрусение и
политику мордвинизации эрзян.
Русификация особенно заметна
и характерна в регионах проживания эрзян за пределами национальной
автономии, в то время как в Мордовии проводится политика поголовной
мордвинизации эрзянского населения республики. Процесс мордвинизации
эрзянского народа здесь организован местной властью. На мордвинизацию
эрзян республики интенсивно работают министерство по национальной
политике, школы, университеты, все СМИ республики, за исключением всего
двух эрзянских изданий – преследуемой мордовской властью газеты «Эрзянь
Мастор» и детского журнала «Чилисема».
Фактором, ускоряющим
ассимиляцию эрзян, была и остается миграция, которая привела к росту
дисперсности эрзян в России и почти напрочь опустошила села. Огромное
количество деревень исчезло с лица земли или находится на грани
исчезновения. Тем самым прекратилась естественная подпитка эрзянской
нации из сельской местности. В то время как именно в сельской местности
всегда была большая рождаемость: 4-7 детей на семью.
Миграции последних лет увеличивали территориальное рассредоточение
эрзян и ускорили переход эрзян в состав русского этноса, в том числе и
за счет смешанных браков. В настоящее время большая часть браков,
заключаемых эрзянами, главным образом происходят с русскими.
В мононациональных эрзянских семьях, дети, как правило, продолжают этническую линию родителей и говорят на родном языке.
В эрзянско-русских семьях дети, как правило, выбирают русскую
национальность и язык, а это трагично для будущего эрзянской нации.
Смешанные браки — один из существенных факторов, влияющих на изменение
национального самосознания, определяющих переход эрзян в русское
этническое состояние с отрывом от исторического прошлого своего
эрзянского рода и всего эрзянского народа.
Следующим
фактором, влияющим на сокращение численности эрзянского народа,
является сокращение числа детей в семье: 1–2 ребенка в семье становится
доминирующим явлением по всей России. Рождаемость не позволяет
достигнуть простого воспроизводства эрзянского этноса. По-этому, у нас
есть все основания говорить о демографической катастрофе эрзянского
народа.
Духовное возрождение этноса невозможно без сохранения и дальнейшего развития национального языка и, вместе с ним, культуры.
Язык — это среда, в которой живет народ с древнейших времен, без языка
не может протекать развитие нации и она умирает. Результатом является
потеря исторической памяти у живущих людей. Через поколение дети
эрзянского народа уже не помнят свои корни, и безграмотно считают себя
русскими до мозга костей.
В Мордовской республике эрзянский
язык сегодня находится в состоянии глубокого кризиса. Сфера применения
национального языка не расширяется, в школах преподавание
осуществляется на недостаточно высоком уровне либо отсутствует вообще.
В СМИ, которые полностью зависимы от властей республики, язык
используется в очень маленьком объеме и только для восхваления
мордовского народа и республиканской власти.
Преступлением
против эрзянского языка стало послание Главы республики РМ Госсобранию,
где было сказано о необходимости создания единого литературного ЕМЯ
языка. Глава республики создал комиссию по срочному составлению
«мордовского» литературного языка. Такая темная и полностью
противозаконная затея властей еще больше снизила статус национального
языка. В республике уменьшилось финансирование эрзянского языка.
Денежные потоки направлены на безумно авантюрную идею создания ЕМЯ,
языка небольшой группы финансово-языковых мошенников, отказавшихся от
имени и языка своих предков.
Основная сфера
функционирования эрзянского языка в Мордовии и России –
семейно-бытовая, а ее границы в социально-профессиональной области
определяются этническим составом населенных пунктов.
Однако, стремительно сужается сфера использования языка и в быту. Если
со своими родителями подавляющее большинство эрзян разговаривают на
родном языке, то с детьми – не более трети, и главным образом – это
люди старшего возраста, живущие в сельской местности. В городе
эрзянский язык практически не применяется.
В сложившемся
одностороннем, в пользу русского языка, двуязычии, по мнению эрзянского
Конгресса, состоявшегося летом 2009 г., «кроется большая опасность для
развития эрзянского языка и самого народа».
В сознании
людей теряются перспективы, в интернациональной среде возникает
представление, что родной язык уже не нужен. Между тем, разрыв
исторических связей нарушает преемственность поколений. И каждый раз,
когда со сцены жизни каждой эрзянской семьи уходит старшее поколение,
эрзяне не имеют замены молодым поколением, свободно владеющим родным
языком. Мы не можем накапливать и передавать нашим детям духовные и
материальные блага, наши дети не могут сохранять и, преумножив
принятое, передавать его своим потомкам. Мы топчемся на одном месте,
теряя напрасно свои жизни.
Безобидное на слух слово
«ассимиляция», без физической расправы, уносит из жизни целый эрзянский
народ с богатейшим историческим прошлым, со уникальной культурой и
верой. Не окажется ли так, что эрзянская нация и духовность идет по
наиболее короткой дороге развития?
Предстоящая перепись
населения России – общественно-политическое событие, значение которого,
несомненно, важно. Записанные эрзей, мы будем знать, где живут эрзяне,
будем знать, сколько нужно книг, журналов, передач на эрзянском языке,
будем знать, в каких школах преподаётся эрзянский язык, и в каких
необходимо организовать преподавание, мы сможем установить связь между
диаспорами.
Эрзянский Конгресс 20 июня 2009 г. выразил чрезвычайную обес-покоенность в сохранении народа и его этнической самобытности.
Власть Мордовии волнует обратная проблема: как не выпасть из контекста
«единого большого» этноса, разделенного на два самостоятельных народа.
Не случайно в республике ведутся особые подготовительные работы к
проведению переписи. Один из ее важнейших принципов – свободное
самоопределение граждан, попирается открыто самым грубым способом.
Республиканские правительственные газеты печатают статьи в тематике –
язык только! "мордовский" на фоне создания ЕМЯ. Негласно запрещено в
республике использовать слово «ЭРЗЯ» и все что с ним связанно. Откройте
любую газету, посмотрите телевизор, зайдите в интернет ресурсы Мордовии
и наглядно в этом убедитесь.
Печатаются книги с названием
«Мы - Мордва», построенной на исторической лжи мордовского профессора,
которая уже оказалось раскрытой и всем известно, что эрзяне не имеют
отношения к мордовскому фантому.
Председатель мордовского
псевдообщественного движения М. В. Мосин утверждает: «как нация
«мордва» определена специалистами и соседями – русскими, татарами,
чувашами, башкирами, марийцами – да и всем мировым сообществом.
Уважаемый профессор при этом забывает конституционное права граждан
России самому определять свою национальность и становится подрывником
основ свобод демократии. Ссылаясь на исторических «специалистов» в
«мордовском» вопросе, этот юридически невежественный человек показывает
полную свою безграмотность, ибо все «специалисты» только переписывали
одни и те же ошибки из одной книги в другие, и сегодня им уже не
хватает мужества признаться в своей лжи.
Вернемся к
законности и подумаем, чем же вызвано прямое нарушение главного закона
страны профессором-общественником и самим главой РМ?
Очевидно, что при благоприятном развитии эрзянского национального
самосознания, произойдет уменьшение доли русского населения в России,
по причине того, что десятки тысяч россиян смешанного происхождения,
ранее заявлявшие себя русскими, предпочтут сменить свою этничность и
«перейти в эрзянский народ» из-за открывшихся новых фактов
этнокультурных обстоятельств, которые смогут поднять гордость за своих
предков.
Такая ситуация вероятно не устраивает не только
Мордовское правительство, но и федеральное, процесс реассимиляции может
иметь масштабные последствия, поэтому Мордовии предписали сдержать это
явление всеми возможными средствами, даже нарушая Конституцию, основной
закон, от которого зависит основа демократии.
Если же
эрзянское общественное мнение все же сможет одержать верх над
беззаконием, то голова профессора Мосина, должна попасть под «топор»
той же власти и профессор понимает это, но, видимо, действует по
принципу, «кто не рискует, тот не пьет шампанское».
В
прессу в последнее время просачиваются слухи, что «мордвой» в Мордовии
намерены записывать даже русских, дабы собрать мордвы в количестве не
менее одного миллиона. Причина кроется в том, что, согласно федеральным
законам о гарантиях прав национальных меньшинств, деятельность
национально-культурных автономий в значительной степени финансируется
из федерального бюджета.
Как подчеркивал во время прошлой
переписи Н. И. Меркушкин: «Мы получим значительно больше преимуществ в
бюджет на душу населения благодаря большей численности». Если будет
значительное сокращение населения, «мордва» может – потерять свою
государственность…
А нужна ли эрзянам такая государственность, уничтожающая эрзянский этнос, пусть даже и без физической расправы?
И хочется спросить жителей республики, имели ли они счастье, почувствовать те самые дотации, о которых говорил глава?
Предстоящая перепись имеет и этнополитический аспект. Ужасающие
демографические тенденции последних лет, искоренение эрзянского языка
из числа языков России и всего мира, инициированная властью открытая
преступная демонстрация превосходства мордвы над эрзянским народом
выявили неравенство этносов России и попрание демократических основ
государства.
Расплывчатые перспективы дальнейшего развития
страны в условиях кризиса делают ситуацию опасной и направленной на
дестабилизацию центральной части России. Республика Мордовия, втянувшая
в этот процесс эрзянский народ, выдает действия эрзян по защите языка и
культуры за сепаратистские, чуть ли не экстремистские, требования.
Мордовская власть оказывала негативное влияние на исследование этнических процессов у эрзян, на перепись населения 2002 г.
При условии соблюдения ст. 26 , ст.27 Конституции РФ «мордва», как
национальность-фантом, исчезла бы с исторической арены, что
способствовало бы развитию двух независимых народов: эрзи и мокши.
Именно «мордовский фантом» не дает развиваться древнейшим культурам Российской Федерации.
Власти Мордовии дезинформировали при помощи средств массовой информации
граждан РМ и всей страны, одна только газета «Эрзянь Мастор» просвещала
респондентов о национальной принадлежности и конституционном праве. За
что на нее навесили ярлык экстремистской газеты.
По данным
микропереписи, на территории РМ, где было соблюдено конституционное
право, из всего ее «мордовского» населения лишь 3% назвали себя
мордвой, 49% причислились к мокше, 48% — к эрзе.
На всей
остальной территории РМ мордвы оказалось 99,8%, поскольку там
переписчики не уточняли у граждан, кто они «мокша» или «эрзя», писали
просто «мордва».
И было бы неправильно полагать, что эта
микроперепись впервые в истории зафиксировала этническую дифференциацию
«мордвы» на два самостоятельных народа — эрзю и мокшу, на сам деле это
реальная историческая ситуация. Эрзя с мокшей жили всегда на разных
территориях и единство этих народов в языковом плане учеными не
доказано.
Таким образом, на протяжении всей своей истории
эрзяне и мокшане жили отдельными народами даже под общим
псевдоэтнонимом-прозвищем «мордва», который эрзяне считают
оскорбительным и унизительным, сходным с другими существующими в
русском бытообращении кличками, типа «татарва», «хохол», «чурка»,
«бульбаш» и т.д., данным другим народам бывшей империи.
Хочется думать, что предстоящая перепись населения будет проводиться не
в рамках «мордовской оглобли» безграмотного чиновника, а строго в
рамках Конституции, закона, дающего каждому человеку право
самостоятельно и только лично определять свою национальность и
национальность своих детей.
А «мордва» - как таковая, все-таки сойдет с исторической сцены.
Важно не дать хода проявлению со стороны власти и мордовских
реакционных радикалов антироссийских и антиэрзянских позиций, которые
были ими предприняты при прошлой переписи, это должно контролироваться
прокуратурой РФ и исполнительной властью.
Каждый этнос имеет право на самоидентификацию и такое право должно защищать государство.
А сейчас мы наблюдаем прямое нарушение законов РФ! Читатель, прочитай и
вдумайся, сколько потрачено денег налогоплательщиков, в число которых
входит и эрзянский народ, на уничтожение эрзянского самосознания!
В сентябре 2002 г. проводилась IV сессия исполнительного комитета
межрегионального совета «возрождения мордовского народа», совмещенная с
семинаром «Всероссийская перепись населения – 2002: национальный
аспект».
В мероприятиях принимали участие: глава Республики
Мордовия, члены правительства республики, а также 46 представителей
мордовской диаспоры из 13 регионов России.
Основной темой
встречи являлась ПОДГОТОВКА «мордвы», живущей за пределами Республики
Мордовия, к Всероссийской переписи населения.
Для
«мордовского» народа, по мнению Н. И. Меркушкина, в условиях его
непрекращающейся ассимиляции чрезвычайно важным является «…не забыть,
не растерять ни одного МОРДВИНА или МОРДОВКИ при проведении этой
переписи и тем самым установить долю участия мордовского народа в
общенациональном строительстве России». Под «не растерять» понималось,
чтобы эрзянское население при переписи не записывали себя эрзей, иначе
ассимиляция мордвы будет не закончена и не все станут русскими.
Глава РМ призывал «мордву» подойти к переписи ответственно и указать
«истинную» национальную принадлежность, несмотря на проблему знания
эрзянского и мокшанского языков, и «невежественное» толкование
замечательного, с его точки зрения, этнонима «мордва». То есть, глава
РМ просил тех, кто еще помнит о своих эрзянских корнях, но уже не знает
языка, а значит и культуры, записываться «мордвой».
Глава
РМ просил диаспоры тесно взаимодействовать с органами государственной
власти Оренбургской обл. и Приморского края (их губернаторы – Чернышев
и Дарькин – мордвины), Омской обл. (ее руководитель имеет корни в
Мордовии), Кировской и Челябинской областей. Мордовия финансово
поддерживала организацию «мордовских» рекламных кампаний. Председатель
Госкомстата РМ И. С. Цыганок обещал обратиться с просьбой к своим
коллегам из других регионов о максимально тактичном отношении к
проживающей там «мордве».
А сейчас, читатель, перед тобой
наглядно и правдиво предстанет истинное лицо мордовских диаспор и роль
их лидеров в мордвинизации эрзян.
На сессии выступали
«представители» мордвы, проживающей в Нижегородской (общество «Ялгат»),
Ульяновской, Самарской, Саратовской областей и г. Москвы.
Наиболее интересен, на наш взгляд, опыт ульяновской «мордвы», которая
наладила тесные связи с властными структурами, учреждениями образования
и культуры области, где живёт эрзянское население. На базе
педагогического колледжа открыто отделение «мордовского» языка, в
октябре 2002 г. проводился уже Х фестиваль «мордовской» песни. Другими
словами глава Мордовии еще не отдавал команду на создание «мордовского»
языка, а председатели мордовских псевдообществ, финансируемых властью,
как верные «псы», чувствуя запах по ветру, уже докладывали об изучении
«мордовского» языка и, более того, начали петь «мордовские» песни на
ЕМЯ языке.
Председатель правления Саратовского объединения
финно-угорских народов П. Ф. Чатуров, не знающий родного эрзянского
языка, в своем докладе отмечал, что в области «мордвы», а на самом
деле, эрзян, насчитывается 22 тыс. человек. Работа ведется только на
основе «единения», то есть превращения в мордву. Активисты есть и среди
русских, многие из них знают «мордовскую» культуру. (От авт.: Будучи
эрзя по национальности, я не знаю «мордовской» культуры, а русские ее
знают?) По мнению докладчика, «хуторское» мышление, ведущее к делению
этноса на группы, является прямой угрозой к существованию мордовского
народа.
«Только на основе объединения мокшан, эрзян,
каратаев и других субэтносов будет возможно возрождение мордвы. Следует
с особой ответственностью отнестись к переписи, которая, пожалуй,
важнее любых выборов, и еще раз заявить о себе как о единой мордовской
нации». – сказал Чатуров.
Эта позиция безъязыкого
саратовского мордовца наглядно подтверждает, что «мордовский фантом»
фактически является прямой угрозой существованию эрзянского этноса.
В. А. Фомин (также не знающий родного эрзянского языка), констатировал,
- в Оренбуржье, где «мордва» компактно проживает на севере и
северо-западе, и является третьим по численности народом области (после
русских и татар), нет проблем с национальным самосознанием, в отличие
от многих других регионов, причем записываться они будут именно
МОРДВИНАМИ, а не эрзянами или мокшанами. Те, кто призывает к обратному,
якобы пытаются внести раскол в «мордовский» народ, и категорично
осуждаются региональными властями.
Опять же здесь мордовец
Фомин демонстрирует свою полнейшую юридическую безграмотность. Надеюсь,
читатель понимает, что осуждая лиц, назвавших себя эрзянами или
мокшанами, тем самым Фомин и такие горе-судьи попирают конституционные
права граждан России.
Организованная мордовская диаспора в
Челябинской обл., по словам мордовки А. А. Алешкиной, проводила
активную подготовку к переписи.
В районах создавались
специальные участки, где большое внимание уделяется агитации, чтобы
люди не скрывали свою «истинную» национальность, а именно - мордвин. В
структуре диаспоры преобладают эрзяне, несмотря на это, большинство
будет записываться как мордва, потому, что многие обрусели и не помнят,
к какому народу они себя относили.
Председатель госкомитета
по национальной политике А. С. Лузгин рассказывал, что готовятся
целевые «мордовские» полосы в республиканских и районных газетах
Пензенской и Оренбургской областей, активизируется работа с районными
газетами в Мордовии и за ее пределами.
Накануне самой
переписи глава РМ Н. И. Меркушкин выступил с обращением к жителям
Мордовии, в котором призвал их принять участие в этом без преувеличения
историческом событии. С его слов, перепись четко определит национальный
состав России, «ты можешь не знать национальный язык, но если родители
были мордвой или бабушка была мордовкой, ты вправе писать себя по
происхождению мордвином».
Вообще властями республики
проделана огромная антиэрзянская компания. В 2002 г. в республике
опубликованы на тему мордвинизации 981 статей и сообщений, на
республиканском радио и телевидении в 292 передачах обсуждались
проблемы переписи, в 2002 г. этому были посвящены 186 передач. Было
проведено 1156 выступлений в производственных коллективах и
учреждениях. Кроме того, оформлялись стенды и уголки – 1413, листовок –
144 вида, тематических уроков в школах – 4257, прочитано лекций в
средних специальных учебных заведениях – 601, в вузах – 801. http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/kollektivn/na_puti_k_/respublika7.html
Большое значение придавалось работе с молодежью. Отделом переписи
населения Госкомстата РМ разрабатывался комплексный материал для
проведения лекций в вузах и средних специальных учебных заведениях,
информационные материалы для организации уроков в школах, причем
отдельно для разных возрастных групп.
Заместитель министра
образования республики И. М. Криулькин рассказывала о проекте «Детская
перепись». Это комплекс агитационных мероприятий, на которых учащиеся
рассказывали о демографической ситуации в стране и о мордовском народе.
Помимо школ к информационно-разъяснительной работе активно
привлекались библиотеки. Вопросы переписи поднимали на городских
массовых мероприятиях. На девяти крупных промышленных предприятиях
города, имеющих заводские газеты и внутризаводское радиовещание,
организовались специальные рубрики.
После такой массовой и
плотной агит-прессовки и мордовского административного давления, эрзяне
в МР фактически перестали существовать как этнос.
Хочется
верить, что итоги нынешней переписи окажутся для нас, эрзян, более
оптимистичными. В связи с этим обращаем внимание всех, кто
идентифицирует себя как ЭРЗЯ на один важнейший в нынешней ситуации
момент. Каждый эрзянин и эрзянка сейчас как никогда ответственны за
судьбу своего эрзянского народа, его настоящее и будущее. Мы живём в
России. И всякий проживающий в ней народ должен иметь равные шансы на
историческую перспективу.
Мы – эрзяне! Мы не продадим своё
гордое имя ЭРЗЯ на псевдоэтноним «мордва». Мы эрзянами были, мы
эрзянами являемся и эрзянами останемся всегда и навсегда!
Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ, каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Поэтому Александр, Вы имеете полное право назвать свою национальность - шокша. Но Вы - не мордвин, не называйте себя эти обезличенным именем, фактически пренебрежительным прозвищем. С уважением, Танюш
Очень интересно и поучительно написано, но что мне делать, если у меня в документах написано--Мордвин. В далёкие школьные годы изучали Эрьзянский язык, а потом резко перешли на русский яз. У меня фактически язык--Шокша.