ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
Категории раздела
Мои статьи [336]
Стихи [571]
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Вирява. Эрзянские Эрьмези привносят в мир любовь
Эрзянские Эрьмези привносят в мир любовь


А церазо мик тевень кельс маштыль,
Тевень мельс содыль, тевень потс совиль,
Эрьва мезть теиль, эрьва мезть нолдыль,
Мерильтькак Эрьмезь сонзэ эйстэнзэ.
Яков Кулдуркаев. ЭРЬМЕЗЬ. Ёвкс кезэрень пингеде


11 июня 2010 года состоялось открытие выставки «Моя Россия» в живописном курортном городке Сестрорецке, что близь Санкт-Петербурга, куда я была гостеприимно приглашена председателем Союза Тавлинских мастеров «Эрьмезь» Петром Рябовым. Будучи уже знакомой с творчеством эрзянских резчиков и заранее проинформированная об участии в данной выставке известного эрзянского художника-этнофутуриста Юрия Дырина, я без долгих раздумий и с нескрываемым желанием окунуться в родную атмосферу эрзянской культуры отправилась в Сестрорецк. Путешествие оказалось не столь длинным, а впечатления я получила самые наиярчайшие, в чем, собственно говоря, была заранее уверена.
Вы спросите: почему эпиграфом к своей статье я выбрала строки из поэмы Якова Кулдуркаева «Эрьмезь», написанной живописнейшим эрзянским языком? И я вам отвечу: есть самая тесная связь между этой эпической поэмой и творчеством резчиков из небольшого эрзянского села Подлесная Тавла, выбравшими совершенно неслучайно своему сообществу одноименное название «Эрьмезь».
Резчики из Подлесной Тавлы, подобно сказочному Эрьмезю, мастера своего дела, из-под их рук выходят добрые, сказочно-красивые персонажи, полные истинно эрзянского простодушия и юмора одновременно. Вот стоит несговорчиво склонив голову упрямый конь –«Набой лишме» в исполнении умудренного жизненным опытом Василия Ширманкина, а рядом застыла коза, запряженная в сани, – «Истяяк эрси» («И такое бывает») талантливого мастера нового поколения Романа Рябова. Невозможно без улыбки наблюдать за действом, запечатленным молодым ироничным резчиком Юрием Титойкиным в сюжетной скульптурной композиции «Кильдизе» - «Запрягли».


Смотришь на их работы, и душа радуется – словно солнечный свет излучают деревянные фигурки, с любовью вырезанные из липы. Мудростью и добротой светится лицо старика, рассказывающего были и небылицы собравшейся вокруг него детворе, в композиции «Эрьмезь» Александра Рябова.

Плывет несгибаемо и жизнеутверждающе на лошаде-ладье Инешкепаз –«Эрянь ломанень теемась» (Эрзянский бог –создание эрзян), исполненный известным эрзянского резчиком Петром Рябовым, в улыбках расплываются лица домочадцев многодетной семьи, ожидающей очередное чудо рождения, в скульптурной группе «Ветеце» -«Пятый», созданной им же.



Мгновения народного быта, эрзянского уклада жизни, запечатлены современными Эрьмезями в их неповторимых, уходящих корнями в древние традиции, деревянных работах. Надолго остаются в памяти работы Николая Бочкина: «Сыречи» («Старость») и «Кортнема» («Беседа»), деревянные скульптуры Александра Наумова, бесчисленные «Чамаксы» («Облики») – такие разные, каждый со своим – «необщим», выражением лица, со своей судьбой и исключительным характером.


Запомнилась мне и удивительно светлая поэтичная работа «Эйкакшкань лишме» («Конь из детства») молодого мастера из Подлесной Тавлы Вячеслава Гагарина.

Уже позже, листая дома эрзянский литературный журнал «Сятко», я обнаружила к своему изумлению, что интуиция меня не подвела и на сей раз, недаром в голове промелькнула мысль о поэтичности созданного им образа детства - Вячеслав пишет стихи. И вот одно из них, наиболее мне понравившееся:

Курок прядови якшамо телесь,
Мезесь ульнесь, се ульнесь ды стувтовсь…
Сувсо тапардазь оймесь ды мелесь,
Кельме паксява вечкемась сувтавсь.

Сиянь лопатне ацызь масторонть,
Ормань тюссо копачавсь менелесь.
Кода, мекс истя лиссь, мон а содан, -
Седей псинть ловсо мадстизе телесь.

Ансяк кеман ды учан прок эйде,
Эрьва ве текень онстон мон неса:
Кода сон монень цянавокс пейди
Се килеенть ало, вирьчиресэ.

Мелодика стиха слышна каждому, для этого вовсе не обязательно знать язык, а смысл незнающим я поясню - это стихотворение о любви, об ушедшей любви, воспоминания о ней и ожидание ее возвращения:
Только верю я и жду, как дети - солнце,
Вижу сон один и тот же каждой ночью:
Ласточкой летит любовь ко мне, смеется
Под березами, что вдоль лесных обочин.

Любовь, именно она и является основным лейтмотивом выставки в Сестрорецке. Любовь всеобъемлющая – от любви к травинке, к цветку, до любви ко всему земному, ко всей природе, которая вокруг нас, неотъемлемой частью которой являемся и мы сами – люди. Светом такой безграничной любви наполнены и деревянные скульптуры резчиков общества Эрьмезь, и полотна самобытнейшего эрзянского художника-этнофутуриста Юрия Дырина.

Ю.Дырин.Небесное воинство

Именно светлое, жизнеутверждающее, здоровое начало объединяет их. Сказочный волшебный мир полотен Юрия Дырина завораживает, можно бесконечно всматриваться в древние эрзянские тешксы его орнаментов.


Ю.Дырин Каргонь Ки (Млечный путь)

Невесомость, воздушность «Розового всадника», летящего в предрассветной нежной мгле и возвещающего начало нового дня…
Многообразие красок, эмоциональная насыщенность «Художника»…
Солнечная отрешенность от всего земного «Двух ангелов»…
Озорная, фееричная, со смешными косичками «Девочка-тинейджер»…
И, наконец, «Двое среди цветов» - как апофеоз всей выставочной экспозиции, гимн вечной любви двоих…
На мой вопрос, как приходят к нему столь необычайные образы, Юрий ответил, что заранее он, как правило, не продумывает композицию. Художник полностью отдается во власть своего вдохновения, именно оно и движет его рукой, именно оно подсказывает форму и содержание. Субъективный импульс художника с эрзянскими корнями и является первопричиной создания сказочных образов, диковинных орнаментов, пестрых красок и солнечной лучезарности картин.
Лоскутная фактура полотен Юрия Дырина невольно заставляет вспомнить великого первооткрывателя этой техники – Павла Филонова, сам художник и не отрицает этого влияния, напротив, он приводит известные слова своего гениального предшественника: «Упорно и точно рисуй…вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».

Ю.Дырин. Похищение Европы

Эту «клетчатку цветка» невольно ощущаешь, любуясь на работы Юрия Дырина, именно эта плотность, насыщенность, любовное отношение к любому предмету – будь то прекрасный цветок или почва, из которой он произрос, и притягивает взор многочисленных почитателей его таланта.

И здесь я ловлю себя на мысли: как же это свойственно нашей эрзянской душе – ощущение своей неотъемлемой сопричастности к окружающему нас миру и невольное восхищение первозданной природой! Возможно, именно в этом и кроется жизнеутверждающее начало деревянных скульптур тавлинских резчиков и солнечность полотен Юрия Дырина, именно это и объединяет этих творческих людей, привлекая к их искусству все новых и новых поклонников.

Татьяна Ротанова (Вирява)
Санкт-Петербург, 13.06.2010 г.

С творчеством Юрия Дырина: http://www.torama.ru/dyrin/paint.php3?lst=62&lang=r

Выставка проходит в г. Сестрорецке: пл.Свободы, д.1, выставочный зал "АРТ-КУРОРТ" с 11.06.2010 по 20.06.2010
Категория: Мои статьи | Добавил: tati (14.06.2010)
Просмотров: 2273 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
ОД СЁРМАДКСТ
[19.01.2010][Стихи]
Александр Арапов. С... (1)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Регина БУДАРИНА. Пут... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Художники в СССР. Из... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
ВЕШНЕК
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz