При таком ходе исторических событий нельзя не рассматривать развитие
языка народа с городецкой культурой. Освоение железа и его обработка
вносили в язык новые слова и понятия, надо полагать именно связанные с
металлом его добычей и обработкой.
Навыки, постигнутые в обработке цветных и черных металлов не могли не влиять на керамику, а именно - вытеснение ее металлами.
Так ученные и археологи, увлекаясь керамикой эпохи бронзы, железного
века, оставляют совершенно неизученной тематику производства цветных и
черных металлов, на которые собственно и делала упор городецкая
культура.
Культуре эрзян, преемнице городецкой
культуры, так же не повезло с изучением металлического направления,
известные многочисленные погребения умалчиваются, огромное количество
древних кладбищ распахано или просто уничтожено. Бытует мнение от чиновников до археологов о том, что все эрзянские
памятники надо сохранять для потомков, не стоит говорить о том, что
находится в захоронениях, дабы не подвергались грабежу черных копателей.
В тоже самое время в обществе процветает мнение, что у
эрзян не было своей письменности, государственности, достойной
культуры, вера является - языческой.
Власти Мордовии вообще эрзян объявили субэтносом, а древнейший язык диалектом или наречием.
Начало изучения эрзянских городищ и селищ принадлежит Н.В. Мартьянову,
первым изученным городищем, стало Федоровское, в районе Шатков.
Рассматривая материалы раскопок эрзянских городищ, захоронений,
инвентаря, обрядов, одежды, вышивки, украшений, оружия, приходишь к
единственно верной мысли о сокрытии достижений эрзян, а так же всего, что
связанно с эрзянами.
Надо полагать, что именно по этой
причине изменялись названия эрзянских поселений, рек урочищ, после
захвата Эрзянь Мастор. Поменяли даже насильственным образом
самоназвание эрзя-народа, превратив в «мордву».
В
связи с тем, что эрзяне являются прямыми потомками городецкой культуры,
которая в свою очередь стояла у истоков железного дела в самом начале
эры железа, то эрзяне получили в наследство не только технологии
изготовления орудий из железа, но и слова, связанные с процессом добычи
руды и обработки металла.
Подтверждением того,
что эрзяне говорят на том же языке, на котором говорили люди городецкой
культуры, является марийский народ, в этногенезе которого приняли
участие люди городецкой культуры, вследствие чего эрзяне и марийцы
имеют массу одинаковых слов древнего происхождения: ава- ава, кудо -
кудо, тол-тул, ведь - вуд и т. д., есть много общего и в верованиях.
Учёные выяснили, что начало переселения родов городецкой культуры в
Заволжье относится к началу первого тысячелетия нашей эры. В это время
они постепенно проникали в среду ананьинцев и дьяковцев, а в III - IV
веках проходило их массовое переселение.
К VI веку процесс
полной ассимиляции местного ананьинского населения Городецкими родами
завершается. В результате на территории Унженско-Вятского Междуречья
складывается общность - марийский народ. (М.Балдин. Поветлужье в древности. Поветлужье в VIII-XI)
Наглядным примером сокрытия исторической правды являются искажения названий сел. Так, с целью лишения
исторической памяти о железной эре, неверно трактуется название села Пикшень (эрз. Пекшня),
Б.Болдинского района Нижегородской области. Датой основания официально
считается начало 18 века, заселялось эрзянами, бежавшими от жестокого
помещика села Аржадеева (официальная версия). Происхождение названия
села объяснялось от слова «Пекше»- в переводе с эрзянского «Липа».
В разговорной эрзянской речи село называется «Пекшня», что в
переводе значит «начало железа», («Пе» - начало, «Кшня»- железо), имея в
виду близкое залегание к поверхности железной руды.
Доказательством того могут служить и «пруды», находящиеся в селе из которых и добывалась руда.
Последний в Болдинском районе был кузнец из с. Пикшени, получив свою
специальность по наследству от своих предков, которые не ведомо с каких
древних времен, занимались этим ремеслом.
Основываясь на городецкую культуру, как на предков эрзян, которые
непосредственно, приобретали навыки добычи и обработки железа,
сопоставляя эрзянский язык с добычей руды и места добычи, а так же его
физические свойства, мы смело, выводим происхождение слова «Руда» от
эрзянского «Рудаз», то есть «грязь», содержащая железо.
Таким образом, и этимология слова «пруд» исходит от эрзянского «Пе
рудаз» трансформируясь в сокращенный вариант «пруд»- иначе, начало
железной руды. А вот что нам говорит Макс Фасмер в своем словаре:
пруди́ть, укр. пруд "быстрое течение", блр. пруд "мельничная запруда",
др.-русск. прудъ "поток, напор; запруженное место", сербохорв. пру̑д,
род. п. пру́да "отмель, дюна", словен. prȯ́d "галька, отмель", чеш.
рrоud "поток, течение", слвц. prúd – то же, польск. prąd – то же, род.
п. prądu. Отсюда пру́дкий "быстрый".
Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Как видите, логики нет, идет обычное притягивание понятий и то весьма далеко от сути.
О железе свидетельствует и названия болотистой местности рядом с селом
«Чамашной» искаженное от эрз. «Чеменькшня» - ржавое железо, в Шатковском
районе с. Вечкусово есть родник у болота с названием «Чеменьлисьма» -
ржавый родник, Терюшевская волость р. Шемлей от эрзянского «Чеменьлей» -
ржавая река.
На горе, основание которой начинается от
болота «Чеменькшня», был расположен яблоневый сад, достаточно большой
площади и хорошо плодоносящий, что так же свидетельствует о залегании
железа в почве. Вот вам и объяснение обычая закапывать под долго не плодоносящую яблоню топор.
С западной стороны села
находится болотистая местность под названием «калмочей» (чемень) и рядом
небольшое поселение, под названием «Жёповка». Рассматривая комплексно
территории данной местности, приходим к выводу об искаженности названия
«Жёповка» от эрзянского слова «Кшня-пе» (кшняпеёнка), что собственно
тоже значит - начало железа.
Многие жители села еще помнят
глубокий ржавый и практически безводный пруд в начале современной улицы
Молодежной, из него так же добывали руду.
Неслучайно,
уделяется обостренное внимание к селу Пекшня, именно в этой местности в
начале 20 века финским исследователем был обнаружен древнейший
орнамент эрзянской вышивки на женском головном уборе, такой экземпляр
сейчас хранится в музее г. Пенза.
Это служит доказательством древности эрзянских поселений, и говорит о близости к центру Эрзянь Мастор.
Рядом с селом узкому кругу лиц известны поселение и кладбища
средневекового периода, где найдены вещи типичные для эрзянских
погребений, в том числе металлические, непосредственно указывающие на
высокий уровень жизни его жителей, а так же подтверждающие занятия металлургией.
Рядом на
местности «Велелей» (вилелейка) - с эрз. лей - река, текущая по селу, известно о существовании древнего эрзянского маара (кургана), который уже
на протяжении не одного столетия распахивается, известно, что именно в
этом месте проходило эрзянское «вече» (вечи - эрз.один день, Инекужо), куда прибывали эрзяне
со всей округи для решения важных вопросов.
После запрета проведений таких эрзянских собраний в этом месте, они
перенеслись в рощу «Лучинник», что находится у с. Б.Болдино, где и
проводятся ежегодно в первое воскресение июня, под видом дня рождения
А.С. Пушкина.
Так можно предположить, что данная местность являлась родовым центром с селищами и городищами.
Территория Б.Болдинского района фактически не исследована археологами,
в 1956 г. Степановым И.Д. была проведена лишь небольшая разведка, где и
были установлены вышеприведенные селища и кладбища.
Учитывая ареал распространения городецкой культуры от междуречья Теши и Оки по
местам нахождения железных руд, есть основание предполагать о наличии
поселений городецкой культуры в районе с. Пикшень и непосредственно
связанного с ним кургана Вилелейка.
Рассматривая
развитие обрядов захоронения волосовской и других более близких
культур, а так же эрзянских обрядов захоронения, есть основания
полагать, что эти захоронения находятся в маарах (курганах) куда
свозились для захоронения человеческие останки с большой округи. Таким мааром у с. Пикшень
является курган Вилелейка.
Это связанно с тем, что при
движении в поисках металлических руд от центра, люди, расселяясь в
разных местах, помнили родство родов и таким образом производили
захоронения в одном родовом месте, насыпая курганы.
В связи с охватом огромной территории родами возникла трудность
доставки останков с отдаленных мест, вследствие чего возникла
необходимость устройства новых родовых кладбищ у родовых центров, но
решение важных вопросов продолжалось на местах захоронений предков, то
есть маарах, на общем сходе родов.
Изучив смену культур и народов на Эрзянь Мастор с древнейших времен сделаем логически верный вывод.
В 8-6 тыс. до н. э. на основе бутовской культуры эпохи мезолита в
нашем крае складывается верхневолжская неолитическая культура от
середины 5 до последней четверти 4 тыс. до н. э. В конце 4 тыс. до н.
э. приходят с севера люди с ямочно-гебенчатой керамикой (может быть тот
же народ), на территории занятой ямочно-гебенчатой керамикой,
формируется волосовская культура.
Пришедшие на рубеже 3-2 тыс. до н. э. с юго-запада фатьяновцы были, вероятно, все истреблены.
На территории занятой волосовской культуры к началу 2 тыс. до н. э.
складывается поздняковская культура, на основании которой в эпоху
раннего железа 1 тыс. до н. э. сложилась городецкая культура, потомками
которых является эрзянский народ.
Эрзяне
получили от своих предков европеоидный внешний вид, эрзянский язык,
веру, знания металлургии, сельского хозяйства, изготовления тканей и
многого другое. Об этом свидетельствуют факты археологических раскопок
эрзянских захоронений.
Уважаемый читатель успел
уже отметить, что эрзянский народ формировался на основе культур
местного мезолита путем развития культур переходящих из одной в другую, а
сам народ оставался прежним.