ДУХИ ПОКРОВИТЕЛИ в народной графике эрзян
Музей эрзянской культуры создал первую серию открыток по графике народной резьбы по дереву. Это персоналии эрзянских мифов. Были воспроизведены духи - покровители небесного и земного пантеона Инешкипаза. Впервые эрзянскую графику показал во всем богатстве Мартьянов В.Н. Музеи Ленинграда, Саранска, Арзамаса получили с Нижегородской земли необычные, долбленные из целого дерева кадушки - пари. Ценность их в том, что на них нанесена резьба необычного орнамента, выдержанного в едином стиле. Для ученого изучение орнаментов стало программой на многие годы. Вышел прекрасный альбом по орнаментам на свадебных парях. Именно Мартьянов сделал первый шаг к широкому ознакомлению с тайнами народного творчества. Вышли его книги, статьи, посвященные народной резьбе на парях, донцах и орнаменту в эрзянской вышивке. Среди ведущих графиков Мордовии много сделал по осмыслению народных мифов Алешкин А.С., а также целая группа художников-этнофутуристов. Как показали их выставки, творчество, направленное на объединение «общемордовских» ценностей, ничего близкого с подлинно народной графикой не имеет. Это скорее обычное копирование модного финно-угорского футуризма и богатая фантазия авторов. Другая группа художников пытается представить персоналии мифов реалистическими изображениями. Среди них, например, Н.С.Макушкин, оформивший красочными иллюстрациями эпос "Масторава" А.М.Шаронова, и другие мордовские художники. Это познавательно, однако заметим, не научно. Выпущенная нами серия открыток не претендует на абсолютную истину, но она позволяет взглянуть на представления предков их же глазами. Эрзянский народ в древности нес грамоту культовой графики и широко ее использовал в культовых обрядах. Наряду с этим наши предки имели графику исчисления и пиктографическую письменность. Для нанесения знаков использовалась береста, которая вместе с молитвой отправлялась в жертвенный огонь. Особенность эрзянской графики – в строгой геометричности ее знаков, рисунка. Модель финского космо-психо-логоса, где допускаются рисуночные вольности, для эрзянской графики не характерны. Этническая религия эрзян загнана в небытие. Исчезли культово- обрядовые принадлежности: ковши, бочонки, кадки, чаши, посохи покштяев, на которых была нанесена графика, соответствующая тому или иному обряду. Но, к счастью, не все ушло в небытие, народная резьба, и в первую очередь, на эрзянских эрямопарях сохранило стиль этой культуры. В графике все второстепенное подчинено главному. Символ бога - диск солнца Чипая, он же - розетка разделенная на восемь сегментов в круге. Так эрзяне изображают единого Творца-бога. От его диска спускаются лучи, образуя подол, на которую накладываются соответствующие знаки, рождающие духа-покровителя. Инешкипаз рождает - все имеет женское божественное начало, способное к воспроизводству, а также к очищению водой и огнем. В основе эрзянской графики - солнечный культ, этому все подчинено. Образ бога многолик. Он и Творец и Праматерь. Солнечные лучи, ложась на землю, рождают Мастораву, Модаву, Паксяву, Нороваву; на воду - Ведяву, Вармаву; на лес – Виряву; на огонь-Толаву. Еще одна особенность графики - внимание к половым функциям, к воспроизводству жизни. Они пришли из глубин межледниковой эпохи. Борьба за выживаемость эрзянского рода в суровых условиях жизни нашло отражение символике графики.
Николай Аношкин
|