ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
Категории раздела
Мои статьи [336]
Стихи [571]
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Аношонь Тумай. ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ
Решение Лукояновского районного суда признать
общественное объединение Ассоциация по спасению эрзянского
языка имени Д.Т.Надькина прекратившей свою деятельность
в качестве юридического лица и исключить из единого государственного
реестра юридических лиц.
Судья П.Ф. Пузанова Дело :2.110 от10.03.2010г.


ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ

Это был беспримерный акт. Общественная организация, созданная активом Музея эрзянской культуры, возродила преподавание эрзянского языка в школах Лукояновского района. Через сорок лет, истекших с момента отмены национальной школы, сделать это было не так просто.
Профессор-филолог Дмитрий Надькин, будучи студентом, по велению партийных властей агитировал за отмену преподавания эрзянского языка и переход школ полностью на русский язык. Последствия этой авантюры ему, ученому-филологу, были видны куда лучше, чем кому-либо из политиков.
Его выбор возглавить общественное движение за возрождение национальной культуры не был случаен. Председатель общественного движения "Масторава" проводит первый съезд. Одной из первоочередных задач было решение вернуть статус национальной школы. Начать преподавание родных языков в сельских школах, в том числе и во всех регионах РФ компактного проживания эрзянского населения. Село, как считал ученый, не только хранитель национальных традиций и народной культуры, село - хранитель иммунитета этноса. Надо создавать национальные экологические ниши в национальных селах.
Однако жизнь Надькина безвременно оборвалась. Его идеи не были подхвачены теми, кто по долгу учительской профессии обязан был это сделать. Инертность и бездействие царили в учительской среде. Зачем себя обременять, учителям и так мало платят, и власть не обязывает.
23 декабря 1994 года Общественный Совет Музея эрзянской культуры запротоколировал решение, согласно которому по образцу Фонда спасения эрзянского языка им. А.П.Рябова г. Саранска создать общественную организацию. Задача ставилась простая - помочь школам района ввести в программу обучения эрзянский язык.
6 марта 1995 года управление юстиции Нижегородской области выдало свидетельство регистрации под номером 691 - "Ассоциация по спасению эрзянского языка имени Дмитрия Тимофеевича Надькина" состоялась. Ассоциация была включена в единый государственный реестр как юридическое лицо. Это давало возможность открыть свой счет в банке. Председателем правления общественной организации стал директор музея.
Имя Дмитрия Надькина стал "огнем Прометея", что ему не удалось, выполнили его земляки.
Нашлись спонсоры, как частные лица, так и организации, которых еще не коснулся молох приватизации. На первые поступившие деньги были куплены учебники в г.Саранске. Министерство образования Мордовии в лице зам.министра И.И.Карпова было крайне заинтересовано почином лукояновцев: шли навстречу, выдавали необходимые учебники, методические материалы.
Бесплатно предоставленные учебники школам поставили педколлективы перед нравственным выбором. Именно в этом году районным отделом народного образования положено начало благому делу: разрешено факультативное преподавание родного языка в трех школах. В течении 20 месяцев жизни ассоциации ежемесячно в школы поступали учебники, эрзянская литература. Были открыты фонды национальной литературы во всех библиотеках Лукояновского района, поступили книги и в городские библиотеки. Также книги пошли в соседние районы, где есть эрзянские села: в Пикшень, Старое Иванцево. Основной груз книг переехал из Мордовии на спине директора музея эрзянской культуры и его товарищей.
Наиболее плодотворно шла работа в Чиргушской основной школе. Педколлектив возглавляла замечательная женщина, узбечка по национальности, Сайора Мадеминовна Мельникова. Директор школы сплотила учителей в дружный коллектив, объединила общей идеей. Школа начала проводить апробацию преподавания в национальных эрзянских традициях: кухня, промыслы, обряды, сбор фольклора и главное изучение эрзянского языка и школьная самодеятельность. Создали школьный музей эрзянской культуры и краеведения. Душой всех стала Анна Степановна Панькина - единственный профессиональный преподаватель эрзянского языка. Завуч (директор) - Валерий Павлович Сорокин, несмотря на то, что он русского происхождения, ревностно поддерживал все начинания.
Иванцевская средняя школа - родная школа Дмитрия Надькина. Поэтому внимание и помощь была особенная. В девяностые годы Надькин специально приезжал в школу, но так и не смог прежнего директора склонить к идее преподавания родного языка. Новый директор школы - Пищаев Константин Николаевич, он же - член общественного совета музея, ввел во все начальные классы факультативы эрзянского языка. Учителя охотно начали заниматься с детьми. Наиболее талантливые педагоги добились впечатляющих успехов. Хочется особо отметить Бобкову Марию Дмитриевну, которая вела уроки вплоть до 2000 года, и Нину Андреевну Фомину - она ведет и по сей день школьную фольклорную работу.
Шандровская средняя школа нашла подвижников родного языка и культуры в лице супругов Трофимовых Александра Николаевича и Евгении Михайловны. Активисты музея и ассоциации не раз участвовали в школьных мероприятиях, проводили дни эрзянского языка и лекции.
Однако со сменой руководства власти района, к сожалению, изменился и состав департамента народного образования. Изменилось отношение районных чиновников к начатому почину. Созданный областным Нижегородским департаментом образования в 1995 году Координационный совет по национальной школе, который провел два созыва, был упразднен. Ничего не дали семинары в Лукоянове с участием министерства образовании Мордовии и Нижегородского областного департамента образования. Расширения преподавания эрзянского языка в других школах не нашло поддержки.
Например, Атингеевская основная школа при наличии учебников не открыла факультатива родного языка. Причина прозаичная - учителя все русские, хотя, как показал опрос, дети поголовно владеют родным разговорным языком. Районный департамент образования изменить ситуацию не захотел.
Как выяснилось позднее, погоду в Лукоянове начали делать в Саранске. Наш земляк - профессор Николай Федорович Мокшин, весьма неодобрительно стал отзываться о музее эрзянской культуре и его руководителе, подпавшего под влияние эрзянских националистов г. Саранска. Местная газета "Лукояновская правда" начала публиковать негативные материалы в адрес музея.
Все это имело влияние на формирование общественного мнения и, в первую очередь, чиновничества властных структур города. А причину резко изменившегося отношения властей следовало искать в смене названия музея, который из мордовского "Эрзянь культурань музеесь" превратился в Музей эрзянской культуры.
Это очень раздражало главного мордвиниста Мордовии - Мокшина. При создании музея к нему несколько раз обращались за советом, просили помочь методическим материалом. Николай Федорович прислал десяток личных похвальных грамот для обозрения.
Однако промокшинским музей не стал, удалось сохранить его, как подлинный музей народной культуры. Именно вследствие этого обстоятельства уважаемый профессор советовал Лукояновским властям ликвидировать музей, и, действительно, было несколько распоряжений главы района о переносе музея в районный краеведческий музей.
Вопреки воле властей мы не подчинились. 19 ноября 1996 года музей лишился расчетного счета в банке. Коммерческий банк ликвидировали. Члены Правления Ассоциации не захотели открывать новый счет в другом банке. Для этого нужны были деньги. Мотивировали тем, что Ассоциация выполнила свои уставные функции. Стоял вопрос о самоликвидации.
Но основная причина скрывалась в ином: подозрительность властей сопровождала и препятствовала деятельности музея, подбавляли масла в огонь и негативные статьи госпожи Кедяркиной. Без финансовой помощи районной администрации проводить мероприятия было не разумно, а своих средств явно не хватало. На следующий год была предпринята попытка, опираясь на Закон об общественных организациях, зарегистрировать районную эрзянскую национально-культурную автономию, однако в регистрации под разными предлогами нам отказали. Как оказалось, районные власти постоянно консультировались с Мордовией, теперь уже в лице господина Мосина - руководителя мордовским общественным движением.
Мордовия использовала Закон об общественных организациях, чтобы в регионах РФ были только мордовские НКА, тем самым создали сеть своих филиалов. Например, Нижегородское мордовское общество "Ялгат", руководитель М.И. Безаев, в качестве выполнения своих уставных целей должно было проводить увеселительные шоу под названием "Эрзянь Покш чи" и разрушать то, что создавалось годами кропотливым трудом педагогов. Так, после визита мордовского "Ялгат" в Иванцево учителя перестали вести факультативы эрзянского языка.
Мордовия, как показывает практика, не была заинтересована в эрзянском национальном пробуждении, и в первую очередь направила свою злую волю против школ эрзянской ориентации. Официальная Мордовия сделала вид, что не заметила феномен преподавания родного языка, в частности, в Нижегородской области в Лукояновском районе. Обещание министра образовании Кадакина подготовить и переподготовить преподавательские кадры осталось пустословием, несмотря на то, что к нему обращалась именно по этому поводу группа преподавателей из Лукояновского района и представителей Ассоциации.
Автор данной статьи не раз приходил к мысли, что организаторам мордовского возрождения не нужны трезвые, аналитически рассуждающие головы. "Мордовское гостеприимство" - это спаивание, будь то делегат с очередного съезда или с другого форума. Наши проблемы решают за нас другие, равнодушные, головы, сидящие за лакированными дверями. От нас им требуется одно: "одобрямс" и глупое подчинение.
С потерей статуса юридического лица возможности музея стали более скромными. Но, тем не менее, музей продолжает благое дело, заложенное когда-то Дмитрием Надькиным. Прав был профессор, что именно село духовно питает этнос. Усилия Ассоциации и Музея эрзянской культуры в1995-1996 годах не были напрасными. Деятельность общественников - яркий пример, и даже теперь, когда гибнет село, ликвидируются малокомплектные школы, не все еще потеряно. Огонь Прометея горит в нас, и пока не погаснет, эрзянский этнос будет жить.

Николай Аношкин
Эрзянь культурань музеесь 26.03.2010
Категория: Мои статьи | Добавил: tati (28.03.2010)
Просмотров: 1856 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
ОД СЁРМАДКСТ
[19.01.2010][Стихи]
Александр Арапов. С... (1)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Регина БУДАРИНА. Пут... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Художники в СССР. Из... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
ВЕШНЕК
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz