ОГОНЬ ДУШИ
"Стядо эрзят, стядо ялгат
Масторавась эйсенек терди,
Эсь пиньгенть кис, эсь моронть кис,
Лавтодо лавтос кундатано!"
Эти слова - настоящий гимн современным эрзянам,
пламенный призыв поэтессы к сородичам. В начале 90-х годов Маризь Кемаль всей
душой поверила, что начатое на волне перестройки национальное брожение среди
интеллигенции перерастет в массовое движение за национальное возрождение эрзян
России. Создание общественного движения "Масторава" непосредственно в
городе Саранске, в первую очередь изменит политику Мордовии, создаст все
условия для гармоничного развития национального возрождения, и в первую очередь,
культуры. Найдет живой отклик эрзянского народа во всех регионах страны. Первый
съезд "Масторавы", окрылил лидеров эрзянского движения. Среди них
была эта молодая, белокурая женщина, которая взвалила на себя отнюдь не
женскую, непосильную тяжесть. Ее маленькая комната ответственного секретаря
детского журнала "Чилисема" бурлила накалом страстей, стала местом неофициального
штаба, где решались и принимались планы, составлялись документы на текущий
момент. Кемайкина Рая, как тогда ее все звали, стала секретарем возрожденцев.
Ее обаяние, ум, а главное убеждение в правоте начатого дела привлекало людей.
Она находила верные слова, зажигала сердца - была подлинным признанным лидером.
Именно в этот период она создала фольклорный женский коллектив
"Ламзурь", разучивавший и исполнявший эрзянские обрядовые песни, с
которыми он вскоре стал широко известен, и всюду волновал души волшебными
эрзянскими мелодиями. Из этих поездок Раиса Кемайкина, будучи центром внимания
людей, где бы ни была, у себя в России или за рубежом, извлекла урок - по ним
судят в целом о народе. Это чувство подымало душу, окрыляло, но в то же время
накладывало ответственность за свое поведение. Надежда на то, что эрзянское
культурное движение будет шириться, не оправдалось, даже судя по подписке
детского эрзянского журнала "Чилисема", тираж которого катастрофически
падал... И это она остро переживала, искала причины. Власти Мордовии вели
непонятную, неясную возню вокруг национального возрождения. Явно было видно
нежелание, и даже неприятие культуры эрзян и мокшан Республики. Да, созывались
и проводились мордовские съезды. Работал межсъездовский совет возрождения, но
на этом фоне перестает существовать движение "Масторава". Эрзя
создают свою общественную организацию "Фонд спасения эрзянского языка
имени А.П. Рябова", выходят первые номера эрзянской газеты "Эрзянь
Мастор". Кемайкина головой окунается в работу эрзянской общественной
организации. Резкой критикой Маризь Кемаль клеймила мордовских чиновников и в
первую очередь тех, кто покушался на святая святых - эрзянский язык и эрзянскую
культуру, она выводила на чистую воду все то, что оправдывалось с целью
единения в мордву. Она яростно разоблачала псевдонаучную политику мордовских
политиков. Особенно доставалось профессору Мокшину - первому мордовскому
идеологу единства мордовского этноса. В Мордовии не любят тех, кто имеет
собственное мнение. Его иметь там опасно, можно многое потерять, иногда на чаше
весов оказывается и жизнь. Так не стало Дмитрия Надькина, первого председателя
"Масторавы", скоропостижно ушел из жизни его последователь Н.И.
Чиняев. Маризь Кемаль попала в немилость официальной власти администрации
Меркушкина. Началось тайное и откровенно явное преследование талантливой
поэтессы, общественного деятеля. К примеру, на третьем мордовском съезде ее
обзывает "самозванкой" профессор Мокшин. Далее идет целый ряд
оскорблений от президиума мордовского съезда. Она, не жалея себя, в ущерб
своему здоровью, отдала столько для культуры Мордовии и тут в ее адрес такие
обвинения! Появились мысли порвать со всеми, но любимая работа в детском
журнале останавливает ее. Не простые отношения возникли с коллегами по фонду.
Раскол произошел при подготовке ко второму эрзянскому Раськень Озксу.
Руководители Фонда пошли на поводу тех, которые выполняли установку властей -
вывести Кемайкину из эрзянского движения. Ее коллеги забыли, что она женщина.
Это была большая потеря для всего эрзянского движения России. Маризь Кемаль
остается в душах ее подвижников подлинной героиней. Мудрой советчицей и
товарищем. Она проторила путь идущим вслед за ней. Ее слова - это зов, наказ
соплеменникам: "Когда мы покажем эрзянам, какой огромный путь прошел наш
эрзянский народ, когда мы откроем глаза на его собственную историю, которую
этот народ сейчас не знает, я чувствую, в нем проснутся запасы внутренних сил и
энергии. Они еще есть, еще не погибла эрзянская душа".
"Нам говорят, "уважайте общечеловеческие ценности", но из чего,
если не из ценностей национальных, они составляются. По-моему, ценен каждый,
даже самый маленький народ, потому что он уникален. Успехи нашего движения
есть, но они пока скромные. Мы еще в начале пути, мы сеятели, а жатва придется
на доли других поколений. Нас сотни тысяч и мы уцелеем как народ".
Маризь Кемаль, ее огонь не потух, не превратился в пепел. Мы верим, что она
вернется в ряды молодых патриотов-эрзян, станет мудрым учителем для них.
Эрзянское движение ширится за счет умных образованных людей. Эта реальная сила,
способная противоборствовать мордовскому мракобесию, ведущему необъявленную
войну против эрзянского этноса.