Письмо шестнадцатое 07.09.99.
ПЕРВЫЕ ШАГИ ХРИСТИАНСТВА: РАВЕНСТВО НАРОДОВ
Шумбрат, вечкевикс Маризь Кемаль! Кода
эрят-аштят? Сёрмадан христианствадо, кода тон энялдыть. Но сначала о некоторых моих новостях. Из Москвы мне написали письмо, просят приехать на семинар, организуемый энтузиастами
изучения финно-угорского субстрата русского языка. Я сам мерянистикой уже не могу заниматься; но предлагаю им переиздать всё написанное мной по этому поводу. Это будет моя помощь им, особенно полезная на первых порах. Пора,
давно пора русским заинтересоваться не только
славянской, но и финно-угорской, финской линией своего
родства. Не надо стыдиться не только своей матери, одной из
сестёр-славянок, а и своего отца, финна. Поедем в Пошехонье,
одно из мест, где, по-видимому, особенно долго сохранялся
мерянский (мерьский) язык.
Но вернёмся к христианству. Христианство
возникло вначале как одно из наиболее радикальных
ответвлений иудаизма. И сам Иисус Христос (Иегошуа «Машиах» —
«Мессия»), иудеи считают его Лжемессией, думаю, был бы
крайне возмущён, что впоследствии его сделали
родоначальником какой-то «гойской» , т.е. нееврейской религии.
Ведь в Евангелии он прямо говорит: «Я послан только к овцам стада
Израилева», т.е. к представителям еврейского народа. Свой
народ он сравнивает с детьми, которых надо накормить, а
неевреев, с... собаками. Это взгляд правоверного, горячо
преданного своему народу и своей национальной вере еврея-иудаиста.
Качественный скачок от этого, по всей
видимости, исторического Иегошуа, к эллинизированному и христианизированному Христу неевреев совершил Павел (бывший Савел или Шаул, Саул, тоже еврей), решивший поначалу, очевидно, создать
какую-то новую веру, которая могла бы объединить евреев с неевреями, греками и
римлянами. В «Деяниях апостолов» читаем, что
Павлу во сне явился Иисус Христос и, показав на
большой сосуд, в котором была разрешённая евреям пища и пища, которую едят
неевреи, сказал ему, что можно есть и то, и
другое. Язычники в это время уже многие стремились
влиться в ряды иудеохристиан, но так как те придерживались еврейских обычаев (обрезания, строгого соблюдения
субботы, ряда ограничений в пище), то это их сдерживало. Когда Павел и его последователи исключили эти еврейские ограничения, иудеохристианство окончательно оторвалось от
иудаизма, и стало христианством, совершенно новой верой.
Потребность в такой интернациональной,
космополитической вере тогда остро испытывалась в Римской
Империи. Бороться активно с имперской властью было
невозможно: всё жесточайше подавлялось военной силой и
ужасным террором (распятия на крестах, массовые убийства в
цирках, где осуждённых на забаву зрителям давали загрызать
зверям и т.д. и т.п.). Христиане избрали самую оптимальную в
тех условиях тактику пассивного сопротивления. И своим
героическим тихим сопротивлением заставили капитулировать
аппарат могучей Империи, а со временем принять их веру,
как государственную религию (при этом она, конечно,
претерпела большие изменения).
В тех условиях христианство сыграло, безусловно,
огромную прогрессивную роль. В Римской Империи,
где было резкое деление на имперские
привилегированные народы (римлян и греков) и варваров, новая религия
заявляла, что для неё не существует ни Эллина, ни Иудея, а все
братья во Христе. Тем самым проповедовалось равенство
народов. Новая религия призывала рабов ревностно
работать на господ, но и от господ требовала по-человечески, гуманно относиться к рабам, т.к. они снова же братья во Христе, и
все они, и те, и другие, — рабы Божьи. Она запрещала игры гладиаторов, когда убийством себе подобных развлекались
зрители. В условиях погрязшего в
пороках и разврате Рима она проповедовала чистоту нравов, высокие
духовные ценности.
Но со временем дух христианства стал слабеть
и терять свою силу. Прежде всего, это было связано с
тем, что Империя распадалась, и обнаруживалось, что
христианство, слишком космополитическое и абстрактное в своих
особенностях, плохо всех удовлетворяет. Империя
распалась на Западную (Римскую, Латинскую) и Восточную
(Греческую) части. И оба вида христианства зажили своей отдельной жизнью, наиболее приспособленной к специфике Римской (римо-католической) и Греческой (греко-православной) частям
Империи.
В
Риме, например, женщина
пользовалась большим уважением и правами, чем в Греции. В то время, как гречанка сидела в гинекее, женской части дома, где общалась
только с мужем и его родственниками, римлянка
появлялась с мужем на форуме, в цирке, принимала нередко
участие в политических делах мужа. Отсюда культ
Богоматери римокатоликов,
её необыкновенное превознесение, чему
не противоречит и культ дамы Средневековья. В
честь неё бились рыцари на турнирах, ей посвящали альбы
(утренние песни) и серенады (вечерние песни). Греческая
вера оказалась более мрачной, аскетичной, многое
позаимствовав с Востока, в частности, у евреев. Так, в Псалтыре Давида находили
указание на музыкальное сопровождение (на арфах, духовых инструментах), было это сопровождение и в
Иерусалимском храме. Но когда храм
разрушили римляне, евреи, не имея возможности обеспечить игру на
музыкальных инструментах, заявили, что
отныне восхвалять Бога будет только человеческий голос. Исключение сделано
только для Нового Года, когда о его наступлении оповещает служитель синагоги,
дуя в бараний рог, — своеобразный колокольный звон евреев. Византийские греки переняли это правило от евреев, и поэтому из «музыки» они сохранили только
колокольный звон, а орган, созданный
в Византии, исключили из церковного обряда. У них было только пение.
Зато римо-католическая церковь взяла на
вооружение отброшенное византийцами,
т.е. православными, и органная музыка у них широко применяется в богослужениях, а от них она перешла и
к протестантам.
И ещё одно отличие римо-католиков от
православных. У них (католиков) возник принцип папоцезаризма,
т.е. папа, глава католической церкви, как бы перенял
власть от римских императоров, цезарей, объединяя всё: Западную и Центральную Европу. От пап часто зависел выбор королей. Подвергнутые их проклятию (отлучению от церкви) короли на
коленях выпрашивали их прощение. И
даже потом, когда папа утратил эту светскую власть, у католического
духовенства осталась независимость и
огромная духовная власть над душами верующих.
В Византии, а от неё но наследству и в
России, восторжествовал наоборот принцип цезарепапизма.
Здесь цезарь (царь) стал фактическим главой церкви.
Он мог смещать, а иногда и казнить или убивать неугодных
высших духовных лиц. Так, Иван Грозный своим жезлом
убил неугодного ему игумена одного из псковских
монастырей, а на его могильной плите велел написать:
«Царь Земной воспосылает Царю Небесному душу раба
Его, ослушника царской воли». Цари позволяли себе
осмеивать
церковный обряд (Пётр
с его «всепьянейшими литургиями»), требовали от священников выдавать тайну исповеди, т.е. быть фактически доносчиками на царской службе. Поэтому таким низким среди народа был авторитет священников. Как перед царём, так и перед Богом в церкви
надо было всё время стоять, и люди думали не о божественном,
а о том, как у них ... болят ноги, и скоро ли кончится
богослужение. У католиков
молящиеся только иногда встают или становятся на
колени. Всё остальное время
они, сидя, погружены
(как ученики в школе) в свои молитвенники, в слушание проповеди, игру органа. Но и у католиков было много своих недостатков и даже пороков: хотя бы та же продажа индульгенций с отпущением грехов, разгул инквизиции. Против пороков и лицемерия римо-католической церкви выступили протестанты,
которые требовали права для верующих
самим читать и толковать Библию, а чтобы её понимали,
издавать Священное Писание не только на латинском
языке (тогда уже большинству непонятном), а па
народных, национальных языках.
О.
Ткаченко |