Письмо
пятое 17.08.95.
ВЕРА
БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА. ПУСТЬ
ЗА ВЕРУЮЩИМИ СТОЯТ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Шумбрат,
Маризь Кемаль! Большое спасибо за письма, газеты и готовность приобрести для меня
эрзянско-русский
словарь.
То, что не полностью
напечатали статью о евреях и их истории, нестрашно. Единственно жаль, что там
упущено: у евреев
каждый год происходит чтение Торы (букв. Закона), т.е. Пятикнижия. Все
Пятикнижие разбито на части так, чтобы в течение года его можно было прочесть.
Конец чтения отмечается праздником Симхат Тора («Радость Торы»), после которого начинается
новый годовой цикл.
Так как Священной Книгой
украинцев я считаю «Кобзарь»
Шевченко, то я решил его также разделить на такие чтения, чтобы в течение года
его прочитывать, а затем начинать сначала. Смысл Священных Книг (в отличие
от развлекательных)
в том, чтобы глубоко усвоить содержащиеся там уроки,
а сделать это можно только путем медленного, углубленного и многократного их прочтения.
У нас недавно появилась
книга об украинском язычестве. Там есть несколько интересных мыслей, которые, возможно, могли бы быть полезны и при возрождении
эрзянской религии. Между
прочим, приводятся интересные места из новейшей книги
итальянского автора об Иисусе Христе (книга недавно переведена
на русский язык). Как только я снова буду иметь ее под рукой,
то Вам подробно напишу о том, что есть там интересного.
(В частности, припоминается, что этот итальянский автор пишет о новых данных
об Иисусе Христе. Действительно, такой
человек был. Это историческая личность. Он один из эссенов реформаторской секты в иудейской
религии. Он был распят римлянами, но
его ученики сняли его с креста и тем спасли.
Он был женат на Марии Магдалине и имел от нее детей. Умер, имея 70 лет с лишним, — погиб
во время осады крепости Масады римлянами).
В книге сделана попытка воссоздать пантеон украинских
(славянских) божеств, праздники и древний
календарь.
Там сказано, что
тяготение народов к древним национальным религиям
вполне закономерно, поскольку народы хотят восстановить утраченную историческую память, корни национальной традиции и вернуться к гармонии между
человеком и природой, что давала древняя религия и что утрачено позже в связи с
религией, принесенной извне и оторванной от особенностей конкретных народов:
христианство возникло как космополитическая
религия Римской Империи. Ее смысл был в том, чтобы уравнять в правах народы Империи, сделать более гуманными ее установки. Эту роль, как
положительную, оно и сыграло. Но
теперь, когда империи рушатся, на первый план —выходят национальные традиции.
Возможно, следовало бы поступить, как японцы, имеющие и универсальную религию, буддизм («восточное христианство») и национальную,
синтоизм. А, впрочем, я здесь неточен. Японцы имеют 2 веры (китайцы даже три), но религия у них одна. У евреев
вышло идеально, потому что у них вера оказалась одна, и она совпала с
религией.... Но, исходя из реалий эрзянской жизни, надо, наверное, принять то, что есть, т.е. наличие
нескольких вер (национальной,
православия, протестантизма, атеизма*), но выше всех их поставить национальную
религию, национальную традицию и культ предков, своих наиболее выдающихся
людей. Это должны знать и почитать представители всех вер, и это будет
их объединять. Если же сейчас попробовать
всех склонять к одной вере, то это вызовет ненужный раздор. Сама жизнь
постепенно подведет всех или к принятию
одной веры, или к их сочетанию, или к их сосуществованию. У эстонцев две веры: лютеранство и православие (сейчас есть и представители национальной
природной религии. — М.К.), у латышей — три (лютеранство, православие
и католицизм), но это не мешает им осознавать себя единым целым, нацией, потому
что всех объединяет один язык и одна национальная религия в том смысле, который вытекает из древнейшего значения слова religio(лат.), что производно от глагола ге1igаге — привязывать сзади, т.е. во времени — привязывать к прошлому.
Конечно, эрзянам, как народу
в рассеянии, лучше всего (своим рассеянием они очень похожи на евреев) было бы иметь национальную религию,
которая бы совпадала с их верой,
но к этому если и придут, то лучше всего и прочнее всего путем убеждения. Если
все увидят, что эрзянская национальная вера
хороша, а, значит, и нужна, то к ней постепенно потянутся многие. А что для
этого нужно? И красота обрядов и молитв, и красота морали, которую вера несет,
и польза духовная и материальная. Если вера будет способствовать подъему людей, то они наглядно убедятся в ее превосходстве, и она овладеет их душами. Вера
без дел мертва. Пусть за верующими стоят добрые дела. Пусть окажется, что они самые культурные, воспитанные, добрые, трудолюбивые и
потому зажиточные, и люди поймут, что это нужно, что именно такая, а не иная вера им нужна. А когда они увидят ее преимущества, то уже будут готовы даже идти на жертвы во имя веры. Так, безусловно, было и с
евреями. Их вера выработалась не сразу, но потом, когда сложилась и повела за собой, они готовы были жертвовать всем,
чтобы ее сохранить. И во имя этого
они развили огромную энергию. Чтобы
кормить, одевать, поддерживать своих духовных вождей, понадобились банкиры, промышленники, богачи.
Народ, состоящий из нищих, не мог бы
ни сохранять свою национальную элиту, ни скупать земли своей исторической (потерянной)
Родины, ни «пробивать» необходимость ее создания среди наиболее влиятельных
государств. Почему, в частности, за Израиль горой стоят США? Да потому, что
подавляющее большинство газет и журналов этого государства контролируется еврейскими финансовыми кругами... Сумейте такого добиться! Можно, конечно, по
поводу этого завидовать и
злопыхательствовать... Но не лучше ли поучиться
на этом опыте, как бороться за существование своего народа, идя во имя
этого на любые жертвы. Когда не могли с этими
задачами справиться мужчины, брались за них и решали их женщины. В православной и католической версии Библии рассказывается о еврейке Юдифи,
которая спасла свой город от превосходящих сил врага. Когда ассирийские войска осадили город, Юдифь соблазнила
своей красотой их военачальника
Олоферна: упоив его вином и любовью,
когда он заснул, отрубила ему голову. Ассирийцы в панике отступили, разгромленные евреями. Другая их
героиня, Эсфирь, став женой персидского царя, спасла свой народ от готовившегося геноцида. Не является особым
секретом и то, что во многих
странах, в том числе и в СССР, влияние еврейского народа объяснялось и браками правителей с еврейками. Такова судьба многих порабощенных народов. Им
часто приходится идти на поступки внешне аморальные, но они подчинены более высокой морали, благу народа, в жертву
которому приносят себя единицы его
представителей.
Правда,
не следует особенно идеализировать и евреев. Из-за того, что они так долго
жили в диаспоре, «рассеянии», и привыкли устраиваться в любом месте земного
шара, среди них и до
сих пор очень много людей, стремящихся уехать не на свою историческую родину, а
в очередную «свою» чужбину (США, Германию, Новую Зеландию, ЮАР и т.д.). Но
важно то, что всюду они сохраняют
большую солидарность и, находясь в этих
странах, помогают друг другу и евреям в менее процветающих странах и в Израиле. В связи с этим у нас на
Украине распространен довольно печальный (для украинцев) анекдот.
В аду три котла с грешниками
кипят. Около одного чуть ли
не все черти сторожат, около второго — 2-3 черта, а возле третьего совсем нет
стражи. На вопрос: почему так? — последовал ответ: «В первом котле — евреи, стоит
вылезти одному—вытащит всех
остальных; в другом — русские, вылезший
никого вытаскивать не будет, но собратья по несчастью не помешают ему
бежать; в третьем — украинцы, стоит одному попытаться вылезти, остальные из
зависти потянут за ноги: «Куда лезешь!»
Поэтому этот котел и охранять не
нужно. (К сожалению, эрзяне, в теперешнем своем состоянии, тоже
относятся к третьему котлу. — Ред.).
Нужно,
однако сказать, что солидарность и изоляционизм евреев — результат горького опыта. Когда
Иерусалим осадили римляне,
евреи не столько воевали с ними, сколько друг с другом. В результате Иерусалим был взят,
храм разрушен, а евреи
изгнаны со своей земли. Но этот урок пошел им на пользу. Есть же народы, которым никакие
уроки истории на пользу
не идут; тогда история, как умелый мастер, готовит из них новый сплав, и часто в
результате смешения выходит более
прочный народ. Такова была судьба галлов.
*Атеизм тоже вера, т.к. невозможно доказать ни
существование бога,
ни его отсутствие. В это можно только верить.
О. Б.
Ткаченко. |