Письмо четвёртое 19.05.95.
ЕВРЕЙСКОЕ
ЯЗЫКОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ: УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОПЫТ?
Шумбрат, Маризь Кемаль!
Покш сюкпря сёрмат ды «Эрзянь
Мастор» газетанть кис.
Мне приятно, что кое-что
из моих писем, видимо, оказалось полезным, если газета решила поместить отрывки из них.
Возможно,
Вас и редакцию «Эрзянь Мастор» заинтересует моя статья (в автопереводе с
украинского).
Древняя история еврейского народа и самые
высокие взлеты духа его пророков и певцов,
отраженные в книгах ТаНаХа (Ветхого Завета), при всей их неповторимой уникальности
давно уже стали настоящим учебником жизни не для одних только евреев,
которым они принадлежат, но и для
человечества в целом. Волей судьбы оказавшись на границе трех континентов: Азии, Африки и Европы, на пути
всех завоевателей, между жерновами
мощнейших империй, способных,
казалось бы, перемолоть его в пыль, еврейский народ нашел в себе силы не только
выжить, но и всех их пережить. Нет
уже давно ни Древнего Египта и египтян, ни Вавилона и вавилонян, ни Римской Империи и римлян. На их месте возникли другие государства с другими
народами, арабскими и романскими. Все
завоеватели и поработители, собиравшиеся
уничтожить еврейский народ, сами давно исчезли. Но до сих пор есть еврейский народ и возрожденное им собственное государство.
Не менее, а, наверняка, во
многом еще более поучительной
является послебиблейская история еврейского народа. Ведь он нашел в себе моральные силы
после двух предыдущих
пленов, Египетского и Вавилонского, пережить третий, самый страшный и самый долгий,
Римский, продолжавшийся
1812 лет, т. е. около 2-х тысячелетий и закончившийся в 1948 г. с провозглашением
возрожденного государства
Израиль. Сил этих хватило не только на то, чтобы в условиях рассеяния
сохраниться как этническая целость, а и чтобы возродиться как нация с
собственным государством и возродить во всех функциях современного языка вечный еврейский язык иврит.
Все же в основе языковой
стойкости лежит не материальное, а духовное, идеальное. В 70-м году нашей эры римляне, подавив первое
еврейское восстание, разрушили в Иерусалиме Храм, в 132 — 135 годах было
последнее восстание Бар Кохбы.
Оно было тоже подавлено. Евреи были изгнаны со своей земли и рассеяны. Не позже V — VI веков н. э. вышел из употребления как разговорный
и их родной язык иврит (гебрайский). В 1890 году родился первый ребенок, родным
языком которого стал иврит. Это был сын еврейского языковеда Элиезера бен Иегуды,
который переселился с женой в Палестину и решил сделать иврит живым
разговорным языком своей
семьи, а потом сагитировал перейти на иврит и других палестинских евреев —
колонистов. В 1948, как уже известно, было восстановлено еврейское государство
Израиль. Теперь на иврите
говорит 3,5 млн.
Итак, время без государства
— около 2 тыс. лет, время без живого повседневного своего языка — почти 1400 лет. Как же сохранились евреи, как
народ? Что дало им силу? Эта сила была в национальной религии, неразрывно связанной с
ивритом. Все мужчины обязаны были его знать. Во-первых, на этом языке трижды в день,
повернувшись лицом в сторону Иерусалима, еврей-мужчина должен был обращаться в
молитвах
к богу. Нередко на стене, к которой он оборачивался, находилось изображение этого города,
столицы прошлого
и — в надежде — будущего возрожденного еврейского государства. Во-вторых, раз
в неделю (в субботу) они должны были, омывшись и полностью отрешившись от всякого быта, проводить время в
отдыхе, чтении своих священных книг (тоже на иврите) и в размышлениях о своей
истории. В-третьих,
каждый год перед ними в праздниках проходила вся их история в основных
событиях: они отмечали исход из Египта и пели религиозный гимн со словами:
«... вчера еще рабы,
сегодня — свободные люди, в прошлом году еще на чужбине, на следующий год в Иерусалиме...»,
победу Маккавеев,
победу Эсфири и Мордехая над Гаманом, вавилонский плен, возвращение из
Вавилонского плена, они оплакивали разрушение Храма и т. д. Поэтому самая
далекая их история была для них всегда живой, они гордились своей древностью, стойкостью и
верили в приход Мессии, который обязательно вернет им их землю и приведет в нее. Все
мужчины
обязаны были с детства все это изучать на иврите. История передавалась в
необыкновенно прекрасных художественных текстах (Псалтырь, Песня песней, Пророки, Пятикнижие). А культ Библии
(Книги) был превыше всего. Свиток Торы (Пятикнижия) по определенным праздникам носили укутанную, как
самого дорогого ребенка в пеленки, в драгоценный футляр. И право носить ее было
почетнейшее право. В одной из
молитв, обращаясь к Богу, евреи говорят: «Ты
отнял у нас все: государство, землю, армию, но оставил нам Книгу...» И вот почитание своей священной Книги
и Языка, который назывался священный
язык, память об этом и помогли им вернуть все потерянное. Без этого они бы давно уже потонули в пучине забвения. А в религии
евреев было и есть всё национальное
(от еврейского права, фольклора,
литературы до еврейской кухни, которая тоже отделяла евреев от гоев, неевреев).
Как бы ни потекла далее
история еврейского народа, какая бы его часть не возвратилась на историческую родину,
возрождение Еврейского государства и иврита имеет огромное значение для евреев
как нации. Появилось собственное
государство, которое может защищать интересы евреев, где бы они ни жили. Что же
касается возрождения гебрайского (т. е. иврита), то он окончательно консолидирует
евреев в нацию, потому что, как известно, одним из самых существенных признаков
нации является наличие одного
общего языка. Когда язык и национальное
бытие под угрозой, как свидетельствует еврейский исторический опыт, особый вес
приобретает
национальная ментальность в ее конструктивных моментах, которые при
благоприятных условиях могут стать
развитой основой национального сознания. Можно
обнаружить 10 подобных элементов еврейской национальной ментальности: 1) сохранение национальной
традиции и культ истории;
2) национальная солидарность и
изоляционизм;
3) сочетание
постоянно-неуклонной стратегии вечной жизни своего народа с повседневной гибкой
тактикой его выживания;
4) действенность патриотизма;
5) культ национальной книги и
духовности;
6) почитание собственной
национальной элиты;
7) высокий престиж собственного
языка, как языка национальной
традиции и религии;
8) доброжелательный интерес к инонациональному окружению и стремление к мирному сосуществованию и
сотрудничеству с ним;
9) песня как проявление
наивысших порывов и единения народа (прежде всего речь идет о торжественно-возвышенных песнях);
10) юмор
как ручательство постоянного оптимизма. Все эти грани группируются вокруг четырех наиболее
важных источников
языковой стойкости:
I. Национальная традиция (она же историческая
память);
II. Национальное сознание и солидарность;
III. Национальная культура;
IV. Национальный мир и сотрудничество с другими
народами.
Евреям очень повезло,
потому что они получили в наследство
несравненный дар — национальную религию, и, собственно,
эта религия заменила евреям национальность, ибо она заключала в себе совершенно все атрибуты национальности,
пусть иногда в вынужденно сконденсированном «свернутом»
состоянии.
Счастье
евреев заключается в том, что они получили мудрых духовных вождей, строгих
хранителей своей религии, гарантии их жизни как народа в условиях рассеянного расселения, а также в том, что они проявили
достаточно мудрости, чтобы послушно,
терпеливо и в покорности подчинить себя предписаниям этой религии и
установлениям своих духовных вождей. Только
в них, как в национально-религиозной элите, концентрировалось в наибольшей
степени все религиозное, а, значит, и национальное, включительно с совершенным знанием иврита и национальным
сознанием, благодаря подчиненности
своей элите, этническая общность
евреев жила как здоровое национальное тело, подчинённое мозгу. Если духовную
жизнь сравнить с кроной дерева, то духовных вождей еврейского народа
следовало бы сравнить с заботливыми садовниками, которые своевременно и
внимательно эту крону формируют, отрезая, пусть временами, пышные, но лишние ответвления, которые могли бы угрожать нормальному росту дерева. Ведь это
дерево стояло под такими бурями
истории, что от каждой такой лишней ветки его могло бы вырвать с корнем из
земли. Так были отрезаны
самаритянство, иудео-христианство, караимство и ряд других учений, противоречащих установившемуся
иудаизму. Тот, кто пошел за этими учениями, оторвался от своего народа и
перестал быть евреем. Некоторые из подобных
учений совсем оторвались от иудаизма и дали начало новой религии
(иудеохристианство, трансформировавшееся в христианство). Другие
(самаритянство, караимство), сохраняя связь с основным (талмудическим) течением
иудаизма, не смогли обратить к себе стольких верующих и поэтому еле прозябают,
что усиливает притягательную силу основного
течения в развитии иудаизма, которое торжествует. В условиях диаспоры
сохранение единоверия было единственно возможным путем. Народ должен был
сохранить единство, чтобы сохранить себя.
Все еврейские религиозные
книги (независимо от наличия или отсутствия сугубо формальных признаков
стихотворного языка)
высокопоэтические. При переводе можно только дословно пересказать их содержание. Конечно, нееврейские народы вынуждены были это себе позволить. Еврейский
народ, законный хозяин этих
сокровищ, не мог отказаться от их чтения
в оригинале, т.к. это означало бы отказаться от себя, от своей
тысячелетней истории и надежды на ее продолжение в Иерусалиме. Поэтому, если какие-то переводы на распространенные в
то или другое время среди евреев языки для
евреев и делались (на греческий, арамейский, испанский, немецкий и т.д.), то предназначение этих
переводов, максимально дословных,
было сугубо вспомогательным: они должны
были облегчить чтение и понимание оригинального текста Танаха.
Таким
образом, на протяжении почти 2-х тысяч лет перерыва во всестороннем функционировании иврита
среди еврейского
народа связь с этим языком, однако, не прерывалась. Этот язык не угас. Он был неотделим от
еврейской жизни на протяжении всех этих столетий и все время в разных
проявлениях ее сопровождал. Ввиду этого представляется не лишенным вероятия предположение, что в
восприятии евреев (особенно религиозных) настоящим родным языком, причем
языком престижным, всегда считался иврит так же, как настоящей родиной — Еврейская земля (Эрец Исраэль). Из-за этого особым уважением пользовались люди,
хорошо владевшие родным языком еврейского народа, а невладение или плохое
владение рассматривалось как порок, необразованность, невежественность. Именно подобное психолингвистическое
восприятие иврита, как языка родного, но забытого и ощущение этой «забывчивости» как порока, способствовало также
распространению этого языка среди евреев Палестины (Израиля) во всех
функциях. И хоть воскресение иврита как бытового
разговорного языка — всё равно событие, равносильное чуду, это чудо не должно
особенно удивлять. Так должно было произойти, потому что это естественно вытекало
из трепетного отношения евреев к своему языку на протяжении тех веков, когда
он вышел из бытового употребления. Конечно, много здесь значил энтузиазм
Элиезера бен Иегуды, этого гения и фанатика идеи возрождения иврита, который многих вдохновил своим примером, заговорив со
времени приезда в Палестину раз и
навсегда только на иврите и этим
заставив поверить, что этот язык может зажить новой жизнью. Но важно и то, что строил он не на совсем
голом месте. Когда во второй
половине 19 века Элиезер бен Иегуда очутился
в Иерусалиме, там уже представители двух еврейских общин (немецких и испанских) при встречах на рынке
начали применять иврит. Это было
вполне естественно, потому что с помощью
своих обиходно-разговорных языков (германского и испанского происхождения) им невозможно было бы общаться. Но и
Элиезер бен Иегуда, и стремление найти общий язык между представителями двух общин ничем бы 'не помогло, если бы
еврейский народ в течение веков не читал своих священных книг, не
молился, не писал на иврите, не применял его,
в определенной степени, в устной форме.
Пример подобной верности
своим традициям, своему языку
учит другие народы: несмотря ни на что, каждый народ может сохранить и свое
своеобразие, и свой язык, если проявит стойкость, подобную еврейской. Поэтому
ничего удивительного
нет в том, что и другие народы пытаются использовать опыт евреев, применяя как отдельные
конкретные методы для развития
собственного языка, так и в целом идею
возрождения вымерших языков. Так баски для возрождения своего языка используют
опыт еврейских ульпанов (курсы интенсивного использования иврита в Израиле), а сторонники возрождения вымершего в 17 в.
прусского языка (в ФРГ и Литве)
собираются подобно евреям создавать
детские сады и школы, где возрождаемый язык дети будут усваивать с малых лет.
Опыт евреев убедительно доказывает, что в конечном счете
судьба каждого народа зависит не
столько от внешних обстоятельств, сколько
от него самого. Если он проявит столько же силы духа, как евреи, отстаивая свое право на жизнь, он будет жить вопреки всему. И тогда, как это произошло с
еврейским народом, согласно со словами псалма: «Кто сеет в слезах, с радостью будет жать».
Конечно, в еврейском
примере много своей специфики, но так как он универсален, то вполне применим в
своих принципах
и к эрзянскому языку. Многое из уже сделанного и делаемого показывает, что интуитивно
эрзянская интеллектуальная
элита кое-что делает вполне «по-еврейски», а, значит, правильно. Издание эпоса,
изучение истории, создание хоров — это по части духовной культуры. А стремление найти
точки
опоры в связях и в хозяйстве — это материальная основа. Очень важно и
стремление воссоздать национальную религию. Если она повысит мораль народа, сплотит
его, будет способствовать
духовному и материальному подъему, она станет важным фактором единения и символом общности
народа. Важно
было бы, если бы она и действенно помогла. В чем была действенность религии (патриотизма)
евреев?
Каждый еврей должен был давать регулярно
десятину на бедных. Это считалось богоугодным делом. Принцип солидарности связывается и с определенным
изоляционизмом (помощь прежде всего
своим, а другим — с точки зрения своих интересов). У чехов этот принцип
«свой-своему» вылился в форму всяческой
помощи своим, а не немцам. Чех должен был
покупать прежде всего у чеха, помогать чеху — предпринимателю. Благодаря этому Чехия еще в Австро-Венгрии
смогла развить свою промышленность и торговлю. Культура и экономика дали потом возможность чехам
восстановить свое государство после
300 лет австрийской неволи.
|