Письмо первое 21.10.94.
НАРОД БЕЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ -ЭТО
САД БЕЗ ОГРАДЫ
Шумбрат, Маризь Кемаль! Покш сюкпря сёрмат кис, финно-угрань буень схеманть кис. Кода эрят-аштят? Кодат од кулят тонь улить? Сёрмадок, куш чуросто. Мои свал кенярдан тонь сёрмат саемс. Сёрмадыксэлинь эрзякс седе ламо, зярс ялатеке тень а тееви. Тень кис сёрмадан седе тов рузокс. Эрзянь ильведевкстнэнь коряс вельть монь иля сёвно.
О присланной схеме скажу, что она, конечно, интересна
для общей ориентации, сколько и каких родственных языков есть (имеется в виду
схема языкового древа финно-угорских
народов, взятая из газеты «Родство»). Но
взаимоотношения их часто показаны неточно. Вы правы, что напрасно связывают мерянский с марийским. Я его поместил
бы совсем отдельно между прибалтийско-финскими
и мордовскими языками. Неправильно почему-то поместили венгерский рядом с
хантыйским: ближе к нему мансийский.
Там часто совпадения до мелочей. Так,
«три» по-венгерски харом, по-мансийски — хурум, а по-хантыйски — хэл'эм. У ханты тут как у всех
почти фин-но-угров — л: эрз. колмо, фин. колме, эст. колм, а у венгров и манси — р-.
Очень не понравились рассуждения Солженицына о правах
нерусских народов Российской Федерации. Он им оставляет только право на национальную культуру, понимая её, по-видимому, очень узко (язык, история,
литература, искусство) и отнимая все политические и, видимо, экономические права. Ни к чему, кроме ассимиляции и
гибели этих народов (только более
«гуманными», чем расстрелы и ссылки 30-х годов и депортация 40-х,
методами), это не приведет. Ведь экономика
— тоже часть национальной культуры.
У каждого народа выработались и свои способы ведения сельского хозяйства, и свои ремёсла, и в
связи со всем строем жизни свои представления о праве, а это — основа
политики, государственности. Из эрзянских источников я узнал, например, об устрашающем способе расправляться с ворами среди эрзян, в сущности, своеобразной и
позорной смертной казни, которая своим примером держала народ в рамках строгой морали. Уличённого в воровстве
проводили по всему селу с веревкой и
доской, которую он нес. Потом его привязывали к этой доске, поднимали и
бросали с ней на землю. После этого человек
терял дар речи и через день-два умирал: видимо, у него отбивало все
внутренние органы. Обычай жестокий, но
таковы были строгие воззрения эрзян,
таково было их право, юриспруденция. И вот, ничтоже сумняшеся, Солженицын предлагает преврати гь все нерусские народы России в индейцев США, которь
т будут жить в своих резервациях по
общим законам России, а им милостиво
только подарят право на язык и «изящную словесность». Ну, а если русские
решат, что и этого слишком много (ведь в
литературе можно развивать
патриотизм, стремление к самостоятельности), то и их будут выхолащивать
по-своему... Нет, все это ерунда. Народ, не
защищенный собственным политическим правом, своей государственностью, не сможет защитить даже своего
языка и культуры. Его язык и культура будут как
сад без ограды: приходи любая коза, корова и свинья и объедай, и обгладывай
ветки и стволы, подрывай корни, — защиты нет.
Солженицына я уважаю за его «Архипелаг ГУЛАГ» и за суждения
о русской России, но когда он вмешивается в вопросы, о которых не осведомлен,
он не только допускает грубые ошибки, но
еще (своим авторитетом) очень вредит,
в том числе и России. Его высказывания об Украине крайне субъективны, тенденциозны и просто невежественны. Он их оправдывает украинской кровью
(но это бред). Для того, чтобы знать
историю и культуру народа, надо ей
учиться, о ней читать (и не то, что пишут о ней другие, а сам этот народ). Тогда можно, не имея ни капли крови
этого народа, судить о его культуре и истории вполне компетентно. Именно поэтому есть множество случаев, когда чужестранцы, полюбив
какой-нибудь народ, преданно ему служили, и наоборот, когда янычары из этого
народа, имея 100% его крови, предавали, оплевывали и уничтожали его.
Итак, все нерусские народы России должны даже для того только, чтобы сохранить свои язык и литературу, бороться за тот максимум политических и экономических прав, которых они могут добиться в данный момент. Это,
так сказать, внешняя их крепость.
Но должна быть и внутренняя. А ее может создать
только традиция, собранная, записанная и изучаемая,
и культ предков, и история. Постоянное повторение и
усвоение этого народом оградит его внутренней стеной,
которая, пожалуй, еще крепче и надежней той внешней.
Надо параллельно с созданием своей индивидуальности развить в народе солидарность и взаимовыручку.
Почему сейчас у нас очень популярными становятся
протестантские учения? А потому, что там людям не обещают счастье в
будущем, на том свете, а помогают здесь, на
земле. У православной церкви сидят нищие и, унижаясь, просят милостыни: кто даст, а кто и «Бог подаст!» — и прошел мимо. А у протестантов человек
приходит на собрание и рассказывает о
своих трудностях, и все считают за честь ему тут же помочь. Вот если
восстановленная языческая эрзянская религия
включит эту важную особенность, — ее полная и близкая победа неизбежна. У евреев это называется помогать Богу
(руками людей) творить добро. У них считается, что не богач благодетельствует бедняка, а бедняк — богача,
потому что тем самым он делает его праведным, прокладывает ему путь к Богу.
...Может, иногда и стоит похвалить человека за
что-нибудь, но не стоит это делать слишком часто или много. И в этом смысле
поражения гораздо более поучительны, чем победы. Воистину силен тот человек и
тот народ, который не победил (победить может и дурак по счастливому стечению
обстоятельств), а тот, кто потерпев поражение,
сумел его стойко вынести и превратить в свою новую
победу. Самым сильным народом на земле я считаю поэтому евреев. Они смогли
выдержать три плена: египетский, вавилонский и римский (самый
страшный, длившийся около 2000 лет) — и из каждого выйти
каждый раз еще более сильными. Именно поэтому их книги (Библия) стали
универсальными учебниками жизни для всех
народов земли. Особенно поучителен Ветхий Завет (Танах) и еще, может
быть, более Талмуд, продолжение Танаха (Тора
/Пятикнижие/+Пророки+Писания). В статьях,
которые я надеюсь Вам постепенно присылать, есть и об этом. Кончаю, «ибо во
многоглаголании несть спасения».
Шумбрачи, чанстъкак арси Ткаченко Орест, г. Киев |