ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
Категории раздела
Мои статьи [331]
Стихи [571]
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

Открытое письмо-ответ эрзянской поэтессы Маризь Кемаль мордовскому "доктору" Н.Мокшину
Открытое письмо-ответ эрзянской поэтессы Маризь Кемаль мордовскому "доктору" Н.Мокшину

Здравствуйте, Николай Федорович


Мне очень приятно, что Вы читаете газету «Эрзянь Мастор», в создании которой я непосредственно участвую. Правда, Вы её везде ругаете, но я Вам все равно благодарна: волей-неволей Вы рекламируете и нас, и газету. Профессор Мосин вот так же обругал нас на радио, через пару дней с Дубенского района приехал молодой человек специально за газетой и купил сразу на 5 тысяч: для всего села. Так что ругайте почаще!
Согласитесь, в нашей газете есть, что читать. И люди оценили это. Издание раскупается, тираж растет, имеет весьма положительные отклики, так как печатаем не сплетни и брань, а альтернативный взгляд на события и вещи, которые некогда считались незыблемыми, раз и навсегда данными.
Давно сказано «Все течет, все изменяется». Справедливость этих простых и поэтому гениальных слов видна и на Вашем примере, Николай Федорович. Даже Вы, не смотря на всю Вашу, закостенелость, имеете тенденцию к прогрессу! Помните, несколько лет назад Вы проводили топонимическую конференцию, где утверждали то же самое, что и во всех своих трудах?
Я выступила против Вас, высказав мнение, что необходимо вернуть исконные названия эрзянских сел. Я не требую русскую Петуховку или Васильевку называть по-эрзянски, но моё эрзянское Вишка Маризьвеле пусть будет называться так, как ему положено! Вишка Маризьвеле! И тогда я в очередной раз напомнила, что у нас не только села лишены своих названий, мы и сами не носим своего истинного имени – ЭРЗЯ. Этим я вызвала Ваш страшный докторско-профессорский гнев. В своем заключительном слове Вы, желая морально унизить меня, забыли не только о своем докторском достоинстве, но и об элементарном самоуважении, разъяренно грохнув в зал: Кемайкина истории не знает, ничего не знает, а везде лезет и всех учит! На что в ответ Вам из зала раздался голос другого доктора, профессора-филолога, который сказал: «Профессор Мокшин, ведите себя достойно!».
Великолепный совет был дан Вам, Николай Федорович, Вашим коллегой. Отчасти Вы к нему прислушались. В своих выступлениях вы теперь, по крайне мере, перестали утверждать, что «Кемакина ничего не знает». И на том спасибо!
Прогресс, как видим, налицо. А что касается моего «неприятия истории», о котором Вы пишете в «Известиях Мордовии» от 7 февраля 1995г., скажу следующее. Упорно навязывая эрзянам иноязычный термин «мордва», Вы Николай Федорович, действуете в узкомеркантильных целях, так как защищаете и оправдываете свою диссертацию, свои регалии: доктор, профессор, академик. Иными словами, Вы всеми доступными средствами просто-напросто сражаетесь за свой кусок хлеба с маслом. Чисто по-человечески я Вас понимаю, потому что это, действительно, ужасно: всю жизнь отдать служению «мордовской» идее, а в конце выяснить, что она не состоятельна. Это не только моральная катастрофа, но и материальная, ведь на «мордовской» теории зиждется все Ваше благополучие, весь Ваш «иконостас». И я очень хорошо осознаю, что Вы будете биться отчаянно, как говорится, «до последней капли крови», чтобы отстоять свою точку зрения, чтобы уничтожить инакомыслящих. Как это знакомо! Ведь это уже было в 30-е годы. И в наше время, не за это ли самое раньше времени загнан профессор Д.Т. Надькин, посмевший заявить, что порог между эрзей и мокшей настолько велик, что их, скорее всего, следует считать двумя народами?
Николай Фёдорович, Вы утверждаете, что на первом съезде проголосовали за единый мордовский народ. Но это было не так. Голосовали за название республики, а не за имена народов. То уже после съезда устроили путаницу, правили резолюции и прочие документы, как кому вздумалось.
Далее вы без сомнений заявляете, что эрзянский и мокшанский «выступают в виде наречий единого мордовского языка, как подсистемы единой мордовской лингвистической системы».
Эрзянский и мокшанский, действительно, близкородственны, но выступать «наречиями единого мордовского языка» не могут, так как такого языка в природе не существует, быть «подсистемами единой мордовской лингвистической системы» не могут, так как такой системы нет! Уж в этом я могу смело с Вами спорить, так как я филолог, и в отличие от Вас, лучше знаю эрзянский язык. Эрзянский и мокшанский – два самостоятельных языка, каждый из которых имеет свои наречия. Об этом знают не только филологи, но и все носители языков, кроме, очевидно, Вас, Николай Федорович.
Знаете, чем Вы меня всегда удивляете? Противоречием самому себе. Во всех своих работах Вы постоянно на одной странице что – то доказываете, а на следующей это же опровергаете. Отсутствие логики прослеживается и в статье «Накануне съезда..». Во второй колонке этой публикации вы критикуете меня за фразу: «мордвинизация это гибель для обоих народов, так как в результате получаются русские». А в четвертой колонке пишете: «..сейчас, когда вся мордва неплохо владеет русским языком этнодифференцирующую значимость эрзя-мордовского и мокша-мордовского языков не следует преувеличивать». Николай Федорович, Вы хоть понимаете, что этой фразой вы сами себя высекли?
Вы подтвердили мою мысль, высказанную выше: эрзянин, не владеющий эрзянским, – это безъязыкий мордвин, родным языком которого является русский, т.е. мордвинизация в действительности делает русских. И не надо настраивать людей против эрзянских общественных организаций. Мы действуем не из конъюнктурных соображений, не из корысти, а из чувства любви к родному народу, благодарной памяти предкам и долга перед будущим, чего, к сожалению, абсолютно нет в Вас. Мы искренны и честны в своих побуждениях, люди чувствуют это. Именно поэтому все больше и больше становится наших сторонников не только в республике, но и за ее пределами. И Вы знаете об этом!
Очевидно, это и пугает Вас. Возможно, в душе Вы осознаете, что правда-то все-таки на нашей стороне, и она впредь будет расширяться, крепнуть, после чего Ваша «мордовская» теория все равно рухнет. Вы сейчас просто инстинктивно пытаетесь отдалить этот момент. Я не лишена чувства сострадания, Николай Федорович, и мне, ей-богу, жаль Вас.
В своей статье Вы приводите примеры разноназванных народов, которые, однако, не протестуют против иноязычных названий. Знаете, Николай Фёдорович, я не могу указывать этим народам (суоми, мадьярам, немцам, армянам и прочим), как им называться. Это их дело. Но ни у них, ни у кого другого нет права указывать, как называться нам. А то ведь это никуда не годится: во время переписной компании 1989 г. на вопрос о национальности я сказала ЭРЗЯ, а счетчица записала «мордовка», да при этом еще, «мораль» мне прочитала!
Скажу более того. Если кто - то из эрзян, например, Вы, предпочтете этноним мордва, ради бога, пусть остается мордвой! Но Вы не можете лишать меня и думающих подобно мне права называться именем предков – ЭРЗЯ! Это право теперь гарантируется и Конституцией РФ, где сказано: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность.
Кстати, зная о том, что Вы уроженец эрзянского села Иваньбиё Лукояновского района Нижгородчины, откуда родом и профессор Д.Т. Надькин, меня заинтересовала ваша странная для эрзянина фамилия – Мокшин. Я неоднократно бывала в этом селе. Однажды поинтересовалась происхождением вашей фамилии и узнала следующее. Оказывается, Ваш предок по национальности был мокша. По каким-то причинам он поселился в эрзянском селе. И поскольку был не эрзя, жители села сразу это отметил, назвав его по национальной принадлежности – Мокшо. Русскими чиновниками – делопроизводителями это имя, очевидно, и было записано фамилией. Даже этот факт из Вашей родословной, судя по рассказу, совершенно недвусмысленно подтверждает, что эрзяне исстари осознавали себя отдельным этносом. Я уж не буду вспоминать о том, что в эрзянском фольклоре это деление прослеживается абсолютно: там нигде не встретишь мордву. Но Вы, к сожалению никогда это не учитываете, опираетесь только на те иноязычные источники, которые подтверждают Вашу точку зрения.
Хочу кратко остановиться на словах, приведенных Вами из повести А.Шаронова, и, якобы, принадлежащих мне. Ни устно, ни письменно подобных заявлений никогда не делала. А с какого потолка взял это Шаронов, спросите его.
«Как показывают этнографические исследования, проведенные нами, процесс этнической консолидации мордовского народа еще далек от завершения», - пишете Вы в конце. И опять сами себя же высекли. О какой «мордовской нации» тогда говорите, если «процесс этнической консолидации еще далек от завершения»? Значит, мордовской нации как таковой все- таки не существует!

Не понимаю, зачем наводить тень на плетень? Ведь ясно же, что получается нелепость и несуразица, если не сказать крепче.
От себя добавлю: пусть этот Ваш «процесс консолидации мордовского народа» не завершится никогда, т.к. это означало бы конец и эрзянском, и мокшанскому народам.
Я восхищаюсь этнической несгибаемостью эрзян, их волей и любовью к жизни и надеюсь: мы, эрзяне, вернем свое имя и войдем в человеческое сообщество наравне с другими нациями. Вклад эрзянского народа в копилку общечеловеческих ценностей не мал, нам есть, чем гордиться, надо только, чтобы эрзяне знали об этом.
Народ без прошлого не имеет будущего. Мы расскажем эрзянам о прошлом, и у нас будет будущее!! Но в том будущем Ваше имя, Николай Федорович, вряд ли будет стоять в одном ряду с именем Д.Т. Надькина.
У каждого народа есть свои Иисусы и свои Иуды. Каждый нравственный человек сам выбирает, на чью сторону ему встать.

С самыми добрыми пожеланиями.
Маризь Кемаль.1995 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: tati (12.09.2010)
Просмотров: 809 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
ОД СЁРМАДКСТ
[31.10.2010][Стихи]
Александр Арапов. К... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Художники в СССР. Из... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[21.10.2010][Мои статьи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
ВЕШНЕК
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Сделать бесплатный сайт с uCoz