ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
Категории раздела
Мои статьи [336]
Стихи [571]
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » Статьи » Мои статьи

ДЕНЬ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА - 16 АПРЕЛЯ
ДЕНЬ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА - 16 АПРЕЛЯ

***
Апак лотксе чуди пингень леесь,
Чинек-венек сон монь терди тов,
Косто сыргась минек раськень келесь,
Конань течи копачизе лов.

Солыть валон лангсто эсень пандтнэ,
Келем лейнекс туи моданть трокс,
Нарвить морот эрзянь музыкантнэ -
Эрямонок карми теке ёвкс.

Аволь чаво паксяс валги мором.
Оймем мари - валдо шкатне сыть.
Кеман, карми кортамо мастором
Тиринь кельсэ - апак визде, чить.

Весе карми истя, кода мерить
Тенек минек превтне, оймень псись.
Эрикст сеть, кить эсест койсэ эрить
Ды кинь седейс ваны маней чись.


Числав Журавлев


В поисках праязыка. Эрзянский язык и теория Вирта
:

...Относительно структуры изначального языка Вирт был сторонником агглютинативной теории, то есть считал, что слова складываются из законченных фрагментов – слогов. К слогу, который означает что-то, присоединяется другой, означающий еще что-то – получается слово. Именно такая структура и свойственна эрзянскому языку. Рассмотрим основополагающие древнеэрзянские языковые маркеры:

РА – РАЗВИТИЕ, РОСТ (рашты – взращивает, рашков – раскидистый, раське – народ)

ВЕ, ВА – ведь (вода), ватракш(лягушка)

МА – из основополагающего ряда слогов эрзянского праязыка, означает – низ, земля, основа, базис, фундамент, исходная точка: маар (курган), мастор (место), чачамо мастор (родина). Это символ женского начала.

КИ – путь, движение

КА
– НАЧАЛО, это весенний знак, знак возрождения, пробуждения (карман=начну, сравните Ка́рма (санскр. «причина-следствие, воздаяние», от санскр. ка́рман — «дело, действие, труд»), кулят – новости

СТ
– древнеэрзянский языковой маркер, означающий "вертикально" стоящий, основа, на которой что-то держится: ма+СТ+ор, строямс – строить, стямс – встать, уставамс – начать, затеять, столб, стена, мост.

Т-
символ мужского начала. Теитя – создатель, трямс – кормить, содержать, тор – меч, туремс – сражаться, тумо – дуб.

Таким образом, каждый звук или сочетание звуков в эрзянском языке являются не просто средствами коммуникации, но несут в себе древний сакральный смысл и тем самым связуют все материи: от низменных, бытовых до самых высоких, в единое целое, сохраняя их божественную суть, их изначальное естество.


Читать полностью:
http://www.erzan.ru/news/v-poiskah-prajazyka-erzjanskij-jazyk-i-teorija-virta


Эрзянские корни самарской топонимики (статьи Олега Ракшина):


Казаки – разбойники. Кто они?




Тайна "Репчатой головы"
Богатая земля
Шелехметь – твердыня на солнечной реке


Чадыковонь 16-це чись – Эрзянь келень чи


Категория: Мои статьи | Добавил: tati (14.04.2011)
Просмотров: 871 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
ОД СЁРМАДКСТ
[19.01.2010][Стихи]
Александр Арапов. С... (1)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Регина БУДАРИНА. Пут... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Художники в СССР. Из... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
ВЕШНЕК
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz