ЭРЗИАНА эрзянский литературный сайт

ПРЯКСЛОПА
КАВТО ВАЛСО
Статистика
Главная » 2010 » Сентябрь » 27 » Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли
Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли
22:22
Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли

Ноги идущего, как камень, брошенный в воду, рождают круговые волны, но слышат их только рыбы. Слово, брошенное в люди, не всякий слышит. Говорить, не ведая о чем, всегда просто и легко, было бы остроумие, например, как у деда Мяцказь Лефая. За неожиданные версии, подкрепленные турецким соусом и бравурной лексикой, мы его зауважали. Но за удобным столом московской квартиры деду Лефаю невдомек то, что незачем разводить круги, писать о том, ЧТО НЕ ДАНО ЗНАТЬ.
Религиозная культура предков, обряды, святилища растоптаны, изъяты из памяти людей Российско-тюркской империей более двухсот лет назад. Не сумел, к сожалению, эрзя народ в первозданном виде донести свои традиции до потомков. Вот и судим-рядим с дедом Лефаем, как было.
Кереметь - главная святыня эрзян, наследие седого прошлого. Место под кереметь выбирали тщательно, со знанием сакрального значения, в отличие от березовых рощ: Репешти были практически у каждого селения, в каком угодно месте, лишь бы росли березы.
Музей эрзянской культуры столкнулся с проблемой Керемети впервые в 1997 году. Восстановили кереметь из небытия, придали статус этнокультового музея под открытым небом. Освятили по эрзянской вере, а затем прошли весеннее-осенние обрядовые праздники. Святилище ожило и его дух – Керемет, показал свой норов, вплоть до карстового провала в черте деревни Килейвеле.
На Нижегородчине с древнейших времен осел народ-мари, который пришел сюда уже на готовую культуру эрзян, переняв у них религиозные поклонения и культовые объекты. Именно поэтому марийские религиозные традиции очень схожи с эрзянскими. Даже покровители юмо напоминают некоторые эрзянские. Вюд Ава юмо (Ведьава) или Ош-Пондаш (белой бороды) - дух святилища. Восемь тысяч нижегородских горных мари упорно сохраняют свою веру и ревниво относятся к своим культовым объектам. Для чужих они тайна за семью печатями. Только благодаря такту и большому терпению, уважению марийских обычаев и верований этнографу Николаю Морохину удалось их систематизировать и издать сборник материалов по изучению этничекой культуры народа мари: "Нижегородские марийцы" 1994г.
Эрзянским религиозным традициям с точки зрения их сохранности повезло несравненно меньше. Эрзяно-русский менталитет веками пытались уничтожить их тюркские соседи и сородичи, возможно, именно в попытке стереть следы своих чрезмерно откровенных заимствований. Российско-тюркская империя дважды устраивала нашему народу кровавую бойню, и постоянно учила, как жить по-христиански. Народ метался от объятий Московии по всему Поволжью и уходил, сам не ведая куда. А брошенные святыни осквернялись попами. Жители села Сарлей поднялись за защиту своих захоронений, но власти восставший народ потопили в крови. А их вдохновителя, Несмеяна Васильева, сожгли живым на кресте. Смерть не менее мучительная, чем у Христа, только вот Несмеян от этого не стал богом.
Но вернемся к рассказу об эрзянских кереметях, проясним, чем же отличаются наши керемети от марийских, чтобы впредь дед Лефай своими «турецкими» объяснениями не смог нас увести в сторону от исконно-эрзянского духа керемети.
Название слова кереметь имеет древнюю эрзянскую основу, хотя оно и ассоциируется с индоиранскими и арабскими наречиями. Этому есть объяснение. Эрзя, как древний народ, дал топоним другим народам. Древний мир известен зиккуратами, культовыми храмами в виде горы с тремя лестницами. Гора окрашена в три цвета. Снизу - черный, середина - красная, вверх - белый. Этот символ сохраняется и у эрзян. Зиккурат буквально переводится как подъем бога Ра. Древнее название керемети - КИРАМА, то есть дорога бога РА и матери Земли. В арабском языке слово керемет означает "О чудо", а в тюрских языках - "запрет".
Эрзянские керемети, как правило, были в дубовых старых лесах и рощах. Они строились на карстовой земле, там, где дышит земля, где проявляется дух земли Керемета.
Чтобы найти физическое объяснение этому факту, ознакомимся подробнее, что такое карст. Это совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами (гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью).
Карстовый провал – так вот в чем суть! Мудрые были у нас предки, у эрзян все было со смыслом.
Керемети - это места вырубки породы, отсюда и карстовые провалы, в переводе на русский язык эрзянские слова «кары», «карасть» означают соответственно – «долбит», «выдолбленный».
Рассмотрим слово КИРАМА более подробно, разбив его на слоги, следуя основному принципу построения нашего праязыка.
КИ-РА-МА = РАМ-КИ = РАМА
Если обратится к этимологии слова РАМА, то мы в первую очередь обнаружим, что главное значение этого слова – ОСНОВА, ОПОРА.
Кстати, в Библейской энциклопедии этому слову дано следующее объяснение: «Рама (высота) — название мест и городов».
Однако наиболее точное значение слова, на наш взгляд, все-таки дает именно эрзянский язык: РА-МА – основа, базис, фундамент.
РА - одно из основополагающих сакральных слов в эрзянском праязыке, означает высшую точку, зенит, момент роста, высшего развития, легло в основу целого ряда фундаментальных слов современных эрзянского и русского языков, таких как
РОД = РОД,
РОСТИ = РАСТИ,
РАСЬКЕ = НАРОД.
Главная водная артерия Руси в эрзянском языке носила имя Рав. РА - корень имени Русь.
МА – из этого же основополагающего ряда эрзянского праязыка, означает исходную точку, Землю. Мода = земля, мастор = место.
Исходя из вышеизложенного, приходим к следующему объяснению этимологии слова РАМА: ОСНОВА – ОПОРА – ГОРОД
Вот мы и вернулись к нашим древним эрзянским городищам. Какие города на Руси были в древности? Правильно, белокаменные!!
Именно этим обстоятельством и объясняется этимология эрзянского слова «ОШ» - город: АШО = белый.
Для постройки своих городищ эрзяне добывали известняк. Эрзянские города были из БЕЛОГО камня (Ашо кевинь) – белокаменные.
Теперь ознакомимся подробнее, что же это за порода такая – известняк.
Известняк (ракушечник) – осадочная горная порода органического, реже хемогенного происхождения, состоящая почти на 100 % из CaCO3 (карбоната кальция) в форме кристаллов кальцита различного размера.
Входящие в состав известняка вещества способны хотя и в малых количествах, но растворяться в воде, а также медленно разлагаться на углекислый газ и соответствующие основания; первый процесс — важнейший фактор образования карстовых пещер.
При выработке камня мякоть оставалась, затем она промывалась водами и образовывались провалы – выдолбоины = карасть - карьер - Кереметь.
А далее происходило следующее. После захвата Эрзянь Мастор эрзяне были выселены или вытеснены со своих мест, именно по этой причине на традиционные обряды они собирались тайно на привычном месте у бывших или непосредственно на бывших местах поселений и городов. Именно этим и объясняется наличие вокруг эрзянских кереметей рвов с валами - это следы древних городищ.
Эрзянские керемети посещались родами со всей округи. Если марийцы ставили культовые столбы и рубленный дом бога и духов покровителей, то эрзяне срубных сооружений на керемети не делали, кроме культовых ритуальных столбов и крытого навеса над котлами. Ритуалы шли не один день. Ехали на Озкс на подводах с женами, детьми.
Как правило, рядом с кереметью был маар для проведения не только молений, но и народного собрания, где решались мирские дела и осуществлялся выбор старейшин. В старину молодежь в дружины набирали исключительно с испытанием, которое проводилось здесь же. У керемети проходили также конкурсы на лучшее рукоделие или исполнение песни.
Завязывались знакомства и брачные сделки. Известно, что именно на керемети происходило "венчание" молодых пар. После обрядового танца пары вокруг священного дуба, молодые падали на колени перед покштяями, которые благословляли их на семейную жизнь.
Эрзя, в отличие от марийцев, не закладывали под кору деревьев деньги и не закапывали. Они пользовались не только молитвами, но и магической графикой и письменами. Знаки наносили на кору священных деревьев. Письмена и знаки оберегов на бересте (серма метькамо) в виде строгих линий производились острой палочкой - КЕРЬ МЕТЬ. Береста шла в священный огонь керемети. Была традиция также вешать на ветки дерева вышитые знаками полотенца.
Кереметь музея, речь о которой шла выше, находится 1,5 от Килейвеле на окраине дубового леса, место огорожено рвом и валом. Имеет трое ворот и ритуальные столбы. Это вершина реки Астры и оврага Спорный, на границе Шатковского и Лукояновского районов.
Эрзяно-русский этнос пытаются стереть из истории, кое-кто уже считает, то достиг развития прежней цивилизации, но они сильно заблуждаются. Эрзянские керемети не просто стереть с лица земли.


Директор Музея Эрзянской культуры Н. Аношкин (Аношонь Тумай)
Сергу Терюшань
Вирява (Ротановонь Татю)

У ЭРЗЯН БЫЛИ БЕЛОКАМЕННЫЕ ГОРОДА



Просмотров: 1956 | Добавил: tati | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
...ERZINFORM
ОД СЁРМАДКСТ
[19.01.2010][Стихи]
Александр Арапов. С... (1)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Регина БУДАРИНА. Пут... (0)
[24.01.2010][Мои статьи]
Художники в СССР. Из... (0)
[21.10.2010][Стихи]
Исланкин Юрий Иванов... (0)
ВЕШНЕК
КОВКЕРЬКС
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
СЕРМАДКСТ ПАРГО
ЛОПАНТЬ ЯЛГАНЗО
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz